Латинская Америка - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И КОЛОНИАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование

Латинская Америка - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И КОЛОНИАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Цель урока: осветить образ жизни народов латиноамериканских стран в XIX в., их борьбу против колониального гнета метрополий, познакомить с жизнью и деятельностью героев национально-освободительной борьбы.

Основное содержание: Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Образование и развитие независимых государств. Освободительная война 1895—1898 гг. на Кубе.

Основные понятия и термины: метрополия, колония, полуколония, зависимая страна.

Личность в истории: С. Боливар, X. Марта.

Оборудование урока: карта «Латинская Америка в конце XIX — начале XX вв.».

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Образование и развитие независимых государств.

3. С. Боливар. Освободительная война на Кубе. X. Марти.

4. Работа с понятиями и терминами.

Ход урока

1. Проверка знаний — в форме составления кроссворда по материалам параграфов о Соединенных Штатах. Учитель напоминает правила составления кроссвордов: термины употреблять только существительные в единственном числе в именительном падеже, нельзя использовать словосочетания. При выставлении оценок учитываются четкость и краткость составления вопросов. Норма оценок: «5» — кроссворд состоит из 15 и более слов и вопросов к ним; «4» — 10— 14; «3» — 6—9 слов.

2. Вопрос можно раскрыть через работу с учебником. Полезна хронологическая таблица, которую учащиеся могут составить в качестве домашнего задания при недостатке времени на уроке или вывесить в классе для иллюстрации рассказа.


ОБРАЗОВАНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ


                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Даты

События

29 ноября 1803 г.

Провозглашение независимости Гаити

1810—1815 гг.

Восстание в Мексике против испанцев

5 июля 1811 г.

Провозглашение республики в Венесуэле

1811 г.

Провозглашение независимости Парагвая в ходе войны за независимость испанских колоний. Республика

9 июля 1816 г.

Провозглашение независимости 11 соединенных провинций Ла-Платы — с 1826 г. Федеративная Республика Аргентина

1818 г.

Провозглашение независимости Чили

17 декабря 1819 г.

Образование республики Великая Колумбия. Избрание Симона Боливара президентом республики

28 сентября 1821 г.

Провозглашение независимости Мексики

1821 г.

Провозглашение независимости Перу

7 сентября 1822 г.

Провозглашение независимости Бразилии

1 июля 1823 г.

Принятие конгрессом государств Центральной Америки Декларации независимости

1825 г.

Провозглашение независимости Боливии

1830 г.

Провозглашение независимости Уругвая


Симон Боливар (1783—1830) «происходил из богатейшей креольской семьи Венесуэлы (креолы — потомки испанских и португальских переселенцев в Латинскую Америку. — Авт.). Он рано лишился родителей, но знал о заветах отца, который с гневом говорил, что «испанцы держат нас в позорной тюрьме». Воспитателем Боливара стал ученый Родригес, страстный поклонник Руссо. Вслед за Руссо он считал, что близость к природе — главное в воспитании. Симон в детстве переплывал широкие реки и скакал по степи на полудиких мустангах (мустанг — одичавшая домашняя лошадь, — Авт.). «Робинзон Крузо» и «Декларация прав человека и гражданина», за чтение которой испанские власти сажали в тюрьму, были первыми произведениями, с которыми учитель познакомил своего ученика. Боливар проникся республиканскими идеалами и оставался верен им всю жизнь.

Боливар посетил Европу — Испанию, Францию, Италию. Слава о его богатствах открывала перед ним все двери. В Риме он был принят папой, но, чуждый религии, отказался поцеловать крест, вышитый на папской туфле. «Должно быть, папа не уважает эмблему христианства, если носит ее на своих туфлях», — едко ответил он разъяренным нарушением церемониала папским сановникам.

Родригес убеждал воспитанника и друга, что наступило время изгнать испанцев из Америки. После долгого раздумья Боливар ответил: «Я готов отдать этому делу всю свою жизнь. Клянусь честью и жизнью, что рука моя не устанет разить врагов, пока я не разорву цепи, которыми Испания опутала мою Родину». Он вернулся в Венесуэлу.

Патриоты дважды провозглашали республику в Венесуэле, в 1811 ив 1813 гг., когда во главе ее стоял Боливар. Оба раза они были побеждены испанскими войсками. Испанцы вели войну с ужасающей жестокостью, возрождая худшие примеры средневекового варварства. Они выкалывали своим жертвам глаза, отсекали руки и ноги.

Патриоты, провозгласив независимость Венесуэлы, ничего не сделали для негров и индейцев. Они не сумели поднять на борьбу широкие массы. Боливар покинул родную страну. Но он не падал духом. Он повторял: «Искусству побеждать учатся на поражениях».

В 1817 г., получив помощь от президента негритянской республики Гаити, Боливар вновь высадился в Венесуэле. На этот раз он объявил об освобождении рабов и обещал наделить землей индейцев. Негры и индейцы стали вступать в армию Боливара. Из Европы прибывали добровольцы, готовые сражаться за свободу, — англичане, ирландцы, французы.

Боливар, стремясь заслужить популярность среди местных жителей — индейцев, не упускал случая показать свою ловкость и отвагу. Однажды он переплыл Ориноко со связанными руками, в другой раз доказал, что способен обуздать дикого мустанга. Для освобождения Новой Гранады — одного из оплотов испанцев — Боливар со своим войском предпринял переход через Анды. Высота перевала достигала четырех тысяч метров. Испанцы даже не охраняли его, считая, что никто не рискнет зимой пройти здесь. Но Боливар рискнул. Хотя он потерял половину войска, удар повстанцев был стремителен. Они вступили в Боготу, столицу Новой Гранады. Было провозглашено создание республики Великая Колумбия в составе Венесуэлы, Новой Гранады и Эквадора. Боливар был избран ее президентом.

Популярность Боливара во всем мире была необычайно велика. Помните у А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» есть такие строки: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Шляпы с широкими полями, какие носил Боливар, сталц называть его именем. Современники свидетельствуют, что и сам Пушкин носил боливар. Напомним, что первая глава «Евгения Онегина», откуда взяты приведенные выше строки, создана в 1823 г. В это время Боливар был уже президентом Великой Колумбии и успешно возглавлял продолжавшиеся в Эквадоре и Перу военные действия против испанцев.

25 сентября 1829 г. была предпринята неудачная попытка покушения на Боливара, прозванного в народе Освободителем. Популярность его в народе падала. В начале 1830 г. Боливар ушел в отставку и вскоре умер» (Методические пособия по новой истории. М., 1974. С. 157-159; М., 1991. С. 106).

Вопросы: почему обладатель огромного состояния С. Боливар не стал жить спокойно, а ступил на трудный путь борьбы против испанцев? Какие черты характера пригодились Боливару в годы борьбы против испанцев? Зачем Боливару понадобилось переплывать Ориноко со связанными руками? Зачем потребовалось так рисковать? Как вы оцениваете этот поступок Боливара?

3. Об освободительной войне на Кубе учитель сообщает следующее: Испания усиленно эксплуатировала Кубу, остававшуюся испанской колонией и во второй половине XIX в. Это вызвало первую войну за освобождение Кубы, которая длилась более десяти лет, с 1868 по 1878 г. Победа далась испанцам невероятными усилиями. Боевые действия продолжились в 1879—1880 гг. и получили название «Малая война». Ощутимых успехов кубинцам войны не принесли. Самым значительным их достижением можно считать только отмену рабства.

Новое восстание за независимость страны вспыхнуло в 1895 г. Во главе его встал Хосе Марти (1853—1895), революционный демократ, поэт, писатель.

«Когда ему было еще 17 лет, его судили за выступление против испанского гнета. «Вы судите меня за верность свободе родины, и я не боюсь вашего приговора!» — бросил он в лицо судьям. Марти был на 6 лет выслан в Испанию. Еще 4 года он жил в Мексике и Гватемале и только в 1879 г. возвратился на Кубу. Высланный за подготовку восстания против испанского гнета во второй раз, он за рубежом (в США) развернул активную деятельность по подготовке нового восстания на Кубе. Понимая, что для победы над колонизаторами нужна организация, Марти все силы отдал созданию Кубинской революционной партии. Разработанная им программа (полная независимость Кубы; буржуазно-демократическая республика; равенство всех граждан; социальный прогресс) позволила сплотить в условиях колониального режима слои населения, различные по национальной принадлежности и социальному положению (рабочие и крестьяне, интеллигенция и мелкая буржуазия). В 1895 г. началась национально-освободительная война. «Сдавайтесь! — обращались к восставшим испанские офицеры, — против вас будут посланы десятки тысяч солдат». — «Чем больше пришлете солдат, тем больше их погибнет!» — отвечали патриоты» (Методическое пособие по новой истории. М.у 1985. С. 181).

Далее учитель сообщает, что испанская армия, состоявшая из 60 тыс. солдат, в основном была разгромлена. Хосе Марти погиб с оружием в руках в первые же дни боев. США в 1898 г. начали войну против Испании, оккупировали Кубу и более чем на полвека превратили ее в зависимую страну.

4. Работа с терминами. Метрополия — государство, имеющее колонии. Колония — страна или территория, полностью находящаяся под властью иностранного государства. Полуколония —формально независимое государство, в котором основные отрасли экономики, внешняя и значительная часть внутренней политики контролируются одним или несколькими иностранными государствами. Зависимая страна — экономически слабо развитая страна, попавшая в зависимость от другой, вынужденная согласовывать с ней свою внутреннюю и внешнюю политику.

Домашнее задание: А. Я. Юдовская, § 21; А. А. Кредер, § 21, 22.






Для любых предложений по сайту: [email protected]