Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование
Австрийская империя — «лоскутная империя» - КРИЗИС ИМПЕРИЙ В ЕВРОПЕ В СЕРЕДИНЕ XIX в. - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Цель урока: дать представление о форме и способах существования многонационального государства.
Основное содержание: Развитие национальных культур и самосознания народов. Национальный вопрос. Политика Вены по отношению к Италии. Революция 1848—1849 гг. в Австрийской империи, Германии и Италии.
Основные понятия: «лоскутная империя».
Оборудование урока: карта «Европа после наполеоновских войн».
План урока:
1. Австрийская империя в первой половине XIX в.
2. Политика Вены по отношению к Италии.
3. Революция 1848—1849 гг. в Австрийской империи.
4. Революция в Германии и Италии.
Ход урока
Примечание. Даже наиболее в удачных учебниках материал об Австрийской империи разбросан по нескольким параграфам. Мы предприняли попытку обобщить его в один компактный блок.
Во вступительном слове по 1 и 2 пунктам плана учитель разъясняет понятие «лоскутная империя» — государство, созданное путем объединения нескольких малых стран, в основном силой оружия. Учитель напоминает, что с XVI в. Австрия стала центром формировавшейся на юге Европы монархии Габсбургов. В XVI—XVTII вв. в нее вошли Чехия, Силезия, Венгрия, часть польских и западно-украинских, южнославянских, итальянских и других земель. В конце XVIII — начале XIX в. Австрия (с 1804 г. официальное название страны — Австрийская империя) участвовала в войнах с революционной, затем наполеоновской Францией, в создании Священного союза.
Об особенностях «лоскутной империи» наглядно говорят статистические материалы. Учитель вывешивает таблицу (или пишет на доске):
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ АВСТРИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ 1848-1849 гг.
|
(Хрестоматия по новой истории. М., 1958. С. 219.)
Вопросы: страна называлась Австрией, но австрийские немцы не являлись самой многочисленной нацией. Какую национальную политику вынуждена была проводить власть? Вспомните известнейшего государственного деятеля Австрии, фактического правителя страны в первой половине XIX в. Что вам известно о его внутренней политике?
Далее учитель сообщает, что в течение почти сорока лет при императорах Франце I и Фердинанде I Австрийской империей управлял князь Меттерних, с 1809 г. — министр иностранных дел, в 1821 — 1848 гг. — канцлер (премьер-министр) страны.
Вся Австрия была опутана полицейской слежкой, письма вскрывались, от шпионов никто не мог укрыться. В гимназиях изучали в основном религию и латынь. Точную характеристикунациональной проблемы при Меттернихе дал император Франц I: «Мои народы чужды друг другу — тем лучше. Они не заболевают одновременно теми же самыми болезнями. Я ставлю венгров в Италию, итальянцев в Венгрию. Каждый сторожит своего соседа. Они не понимают и ненавидят друг друга. Из их нерасположения рождается порядок, из их враждебности — общий мир» (Кан С.Б. Революции 1848—1849 гг. в Австрийской империи. М., 1948. С. 10).
Вопросы: долговечна ли подобная национальная политика? Способны ли объединиться в борьбе за свои права люди разных национальностей?
3—4 вопросы для наглядности могут быть представлены в виде таблицы:
РЕВОЛЮЦИИ 1848-1849 гг. В АВСТРИИ, ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ
|
В качестве дополнительного материала рекомендуем поработать с отрывком из романа известного венгерского писателя Мора Йокаи «Сыновья человека с каменным сердцем». Отрывокможно зачитать или пересказать, сообщив, что Мор Йокаи — венгерский писатель (1825—1904), в молодости явившийся участником революции, дружил с одним из ее вождей поэтом — Шандором Петефи. В названном романе речь идет именно о национально-освободительном движении в Венгрии. Перед началом работы уместно упомянуть о национальном составе Венгрии перед революцией: из 11 млн. человек населения венгров было 4,8; румын — 2,2; словаков — 1,6; австрийцев — 1,2; украинцев — 0,4; сербов — 0,324; хорватов — 0,108 млн. человек(Всемирная история: В 24 т. Т. 16 «Европа под влиянием Франции». Минск, 1998. С. 472).
Работа с отрывком из художественной литературы. «Как могло случиться, что народ небольшой, изолированной страны, подвергшейся нападению со всех сторон, оказался в состоянии доблестно и победоносно защищать свою родину против вражеского нашествия, опираясь лишь на собственные вооруженные силы? Чем объяснить, что колосс, перед которым он очутился один на один, не одолел его? А когда на эту страну натравили и другого европейского колосса, она померилась силами и с ним! Так что оба исполина затратили немало усилий, пока им удалось одолеть эту маленькую страну.
Откуда у маленького народа взялось столько богатырской, поистине сказочной мощи для этой эпической борьбы?..
Попробую вам рассказать, как понимаю сам...
Взвились в воздух национальные знамена, и народ стал собираться вокруг них. Землепашцы бросали плуги, школяры оставляли училища, отцы покидали счастливые семейные очаги и становились под боевые знамена.
Тринадцати - четырнадцатилетние подростки брали в руки тяжелые ружья, от которых сгибались их еще детские плечи, а белые как лунь семидесятилетние старцы вставали бок о бок с ними.
Никого не приходилось соблазнять высоким жалованьем. Трехцветная национальная кокарда — вот единственное вознаграждение, которого добивался каждый, кто вступал в ряды народного ополчения...
На войну уходили адвокаты — никто больше не занимался тяжбами. Уходили судьи — в суд больше не поступало исков. Инженеры превращались в артиллеристов и саперов. Врачи становились полевыми хирургами — умирать в постели в ту пору было не в моде...
Не было оружия. Что ж, его отнимали у врага! Правда, вырывать его приходилось чуть ли не голыми руками, пуская в ход колья и косы.
Простой трансильванский хлебопашец научился сам отливать пушки и просверливать в них дула; он обеспечил повстанцев и боевыми ядрами. В каждой чугунолитейной мастерской отливали ядра и пули...
Под сенью трехцветного знамени люди становились братьями...
Офицеры были боевыми товарищами солдат. Вместе и ели, и мокли под дождем, и спали на общей соломенной подстилке, учили друг друга патриотизму.
Дезертиров не было вовсе. Да и куда бы они могли бежать? Дверь каждого дома немедленно захлопнулась бы перед трусом...» (Художественная литература в преподавании новой истории: Хрестоматия. М., 1978. С. 108-109).
Вопросы: видно ли по приведенному отрывку, что все население Венгрии выступило на борьбу с австрийским режимом? Подтвердите свое мнение. Почему австрийцам удалось подавить революцию в Венгрии?
Домашнее задание: А. А. Кредер, § 10; А. Я. Юдовская, § 10—11, начиная с «Революции в Италии».