История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс
Накануне отмены крепостного права - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Цель урока: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России; уяснить, что главной причиной отмены крепостного права стало поражение России в Крымской войне.
План урока: 1. Личность Александра II. 2. Предпосылки отмены крепостного права. 3. Причины отмены крепостного права. 4. Смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II. Основные знания: предпосылки отмены крепостного права; причины отмены крепостного права; личность Александра II; изменение общественных настроений после Крымской войны; смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II.
Основные понятия: объективные и субъективные предпосылки отмены крепостного права; причины отмены крепостного права; смягчение политического режима.
Основные даты: 1855—1881 гг. — правление Александра II.
Персоналии: Александр II; великий князь Константин Николаевич; великая княгиня Елена Павловна.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».
Литература для учителя: Ляшенко Л. М. Царь Освободитель: жизнь и деяния Александра II. — М., 1994; Захарова Л. Г. Александр II // Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1991; Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты. — М., 1991.
Методические приемы организации урока
1. Так как предшествующим был повторительно-обобщающий урок, то данный урок полностью посвящен изучению нового материала с активным использованием элементов повторения пройденного. Учитель может начать урок словами: 18 февраля 1855 г. при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Севастопольской кампании, скончался Николай I. Существует не бесспорная, но весьма интригующая точка зрения, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Миф это или реальность, но во всяком случае хорошо известно, что, умирая, Николай I сказал наследнику престола: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот». Какие же проблемы оставил Александру II его отец?
Подведя итог ответам учащихся, учитель формулирует проблему: какой же человек вступил на российский престол? Был ли он способен провести в стране назревшие реформы? Далее следует рассказ учителя о личности Александра II и делается вывод о том, что, несмотря на то, что по своим воззрениям новый император не являлся либералом, да и по складу характера едва ли годился на роль преобразователя, тем не менее именно он стал одним из самых великих реформаторов в истории России. Именно такую роль предопределил ему весь предшествующий ход исторических событий.
2. Изучение вопроса о предпосылках отмены крепостного права можно провести путем сочетания беседы с выполнением заданий, помещенных в рабочей тетради (§ 19, задания 1, 2). Каково было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей и в каких произведениях обличал ужасы крепостного права. Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права? Таким образом, проблема отмены крепостного права давно волновала русское общество. Но, помимо моральной стороны, эта проблема имела и экономическую сторону. Учитель предлагает учащимся выполнить и прокомментировать задание 2 (§ 19) в рабочей тетради. Подведя итог, он продолжает беседу: каково было отношение Александра I и Николая I к вопросу об отмене крепостного права? Почему они не решились отменить крепостное право? Как вы думаете, какие законы, изданные предшественниками Александра II, подтачивали устои крепостного права? Подведя итог ответам учащихся, учитель констатирует, что в середине XIX в. в стране сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.
3. Третий вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Проблему расширения социальной базы сторонников реформ можно проиллюстрировать не только помещенным в учебнике материалом о великом князе Константине Николаевиче, но и рассказать о взглядах и деятельности тетки царя великой княгини Елены Павловны.
Великая княгиня Елена Павловна (1806—1873), бывшая вюртембергская принцесса, в 17 лет стала женой великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая I, яростного приверженца его политической системы. Принцесса воспитывалась в чрезвычайной строгости в одном из парижских пансионов. Так, в театр она впервые попала только в Петербурге. Елена Павловна не поддерживала взгляды своего мужа, но строго придерживалась дворцовых традиций, держалась в тени. Но свое замужество она восприняла как необходимость служить не мужу, а его родине. Она самостоятельно выучила русский язык, страстно интересовалась русской историей. Великий Карамзин послал ей одной из первых свою «Историю государства Российского»; она обожала произведения Н. В. Гоголя. По наблюдениям одного из мемуаристов, она постоянно училась чему-нибудь. Скромная и приветливая, великая княгиня стала любимицей царского двора.
И все же ее деятельная натура тянулась к государственным делам. В 1848 г. по просьбе Елены Павловны княгиня Львова организовала в Михайловском дворце «четверги». Салон пользовался большой популярностью в кругах образованного русского дворянства и прогрессивного чиновничества. Здесь обсуждались животрепещущие вопросы политики и культуры, анализировались споры между западниками и славянофилами; знаменитые музыканты и литераторы, которым Елена Павловна оказывала покровительство, исполняли свои новые произведения.
С началом Крымской войны Елена Павловна принимает горячее участие в организации помощи раненым русским воинам, создав в действующей армии при помощи великого хирурга Н. И. Пирогова службу сестер милосердия.
В период «александровской оттепели» Елена Павловна, по примеру Екатерины II кокетливо величавшая себя «полтавской помещицей», решилась на публичное освобождение своих крестьян, дабы дать остальным душевладельцам пример для подражания. Главным разработчиком «мини-реформы» Елены Павловны был племянник П. Д. Киселева, крупный чиновник МВД Н. А. Милютин, который выступал за освобождение крестьян с земельным наделом за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников при сохранении помещичьего землевладения. Эти предложения резко контрастировали с уже существовавшей практикой освобождения крестьян в Прибалтике при Александре I и с желанием большинства русских помещиков уж если и освобождать крестьян, то без земли. Тем не менее в последующем принципы, изложенные Еленой Павловной в специальной записке императору, были положены в основу общеимперской модели реформы освобождения крестьян.
Для закрепления изложенного материала учитель просит ответить на вопросы: каковы же главные причины, побудившие Александра II заняться проблемой отмены крепостного права? Можно ли считать, что он был вынужден сделать это под напором крестьянских выступлений?
4. Изучение четвертого вопроса учитель предваряет словами: Однако не только проблема отмены крепостного права волновала русское общество. Огромное недовольство вызывали и политические порядки, сложившиеся при Николае I. Далее учитель просит прочитать помещенное в конце параграфа определение понятия «политический режим» и разъяснить его суть на примере порядков, сложившихся при Николае I. Неприятие николаевских порядков было столь велико, что Александр, несмотря на то, что самому ему эти порядки нравились, был вынужден уже в первые дни своего царствования значительно смягчить политический режим в стране. Прочитайте последний раздел параграфа. Почему он так называется? Подумайте, какое еще понятие, активно используемое в современном политическом лексиконе, появилось в этот период. Выполните задание 5 в рабочей тетради.
Для закрепления изученного на уроке материала учащиеся выполняют самостоятельно задания 3 и 4 в рабочей тетради.
Домашнее задание: § 19 учебника и вопросы к нему; задания к документу, помещенному в конце параграфа. Выучить новые термины. Выполнить задание 7 § 19 в рабочей тетради.