Художественная культура - РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс

Художественная культура - РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Цель урока: показать на конкретных примерах, что первая половина XIX в. вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры, для которого были характерны стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западноевропейской и русской народной культуры. Учащиеся должны в итоге понять, что именно это делало художественную культуру первой половины XIX в. разнообразной и многозвучной, вело к росту ее влияния не только на просвещенные слои общества, но и на миллионы простых людей.

План урока: 1. Особенности развития художественной культуры в первой половине XIX в. 2. Русская литература. 3. Театр. 4. Музыка. 5. Живопись. 6. Архитектура.

Основные понятия: художественная культура; художественный стиль; классицизм; сентиментализм; романтизм; реализм; критический реализм; национальное самосознание; современный литературный язык; бытовая опера; народно-бытовая психологическая драма; русский ампир; ансамблевая застройка; русско-византийский стиль.

Основные даты: 1824 г. — разделение Петровского театра на Большой и Малый театры; 1806—1823 гг. — строительство здания Адмиралтейства в Петербурге; 1801—1811 гг. — строительство Казанского собора в Петербурге; 1837 г. — начало строительства храма Христа Спасителя в Москве.

Персоналии: Н. М. Карамзин; В. А. Жуковский; А. С. Пушкин; М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь; А. Н. Островский; И. С. Тургенев; П. С. Мочалов; М. С. Щепкин; А. Е. Мартынов; М. И. Глинка; А. С. Даргомыжский; К. П. Брюллов; О. А. Кипренский; B. А. Тропинин; А. А. Иванов; П. А. Федотов; А. Г. Венецианов; А. Д. Захаров; А. Н. Воронихин; К. И. Росси; О. И. Бове; Д. И. Жилярди; К. А. Тон.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры: Первая половина XIX в. — М., 1975; Рогов Е. Н. Атлас истории культуры России. — М., 1992; Музыкальный энциклопедический словарь. — М., 1990; Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство. — М., 1986. — Т. 1—2; Русские писатели: Биобиблиографический словарь. — М., 1990. — Т. 1—2; Чешихин В. Е. История русской оперы. — СПб., 1905.


Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.


Дополнительный материал для учителя

Школа А. Г. Венецианова:

Отрывок из «Воспоминания об А. Г. Венецианове и учениках его» Аполлона Мокрицкого (1811—1871), художника-портретиста, одного из учеников Венецианова и Брюллова:

Венецианов любил делиться своим познанием и достоянием с другими ; это был добрейший человек; к нему обращались все бедные ученики; нередко же он и сам отыскивал их. Таким образом мало-помалу составилась у него своя школа. Человек шесть жили у него в доме, а всех в одно время было девять человек:

Крылов, Денисов, Крендовский, Алексеев, Михайлов, Зарянко, Плахов, Аврорин, Тыранов, Игин и Славянский. Посторонние ученики, зная доброту души его — а уж какая была душа! — по инстинкту угадывали в нем своего благодетеля; да как и не угадать, когда он, бывало, встретит ученика с портфелью или со свертком, остановит и спросит: «Что это у тебя, батюшка?» — «Рисунки». — «Покажи, голубчик. Хорошо, прекрасно! Ты давно ли учишься?» — «Давно». — «А чей ты ученик?» — «Ничей пока». — «И красками пишешь? Принеси мне показать. Ты знаешь, где я живу?» — «Знаю». — «Разве ты знаешь меня? Кто же я?» — «Алексей Гаврилыч Венецианов». Ученик приходил к нему с своим хламом и получал наставления...

У него была своя особенная метода преподавания. Он отвергал первоначальное образование с так называемых оригиналов. И точно они настолько же оригинальны, как дурные гипсовые слепки с прекрасных мраморных статуй. Он начинал учение прямо с гипсов и с других предметов, каковы коробочки, яйцо, стул, фуражка, корзинка, находя, что ученик этим способом вместе с линиями привыкнет и к осязанию форм...

Когда ученик Венецианова приступал к писанию красками, то те же самые несложные предметы служили ему образцами: гипсовые головки, ленты, фрукты, стеклянные и металлические вещи — до тех пор, пока не ознакомится с употреблением красок и кистей. Для большей занимательности составлялись небольшие группы из разных мелочей: кабинетных вещиц, дамского туалета или цветов и фруктов; на этих маловажных предметах ученик приучал свой глаз различать не только их цвета, но и вещественную разницу: лента атласная, кусок бархата, белый холстяной платок, черепаховая гребенка или французская перчатка, золото и серебро — все это предметы, которых материальное различие должен осязательно чувствовать и передать живописец, особенно портретный, и еще более жанрист или перспективный, изображающий внутренность церквей, дворцов и проч. ...Ученика, ознакомившегося таким образом с красками, сажал Алексей Гаврилович в Эрмитаже или во дворце для написания перспективы. Ученик делал сперва точный рисунок на бумаге или на холсте, смотря по сложности сюжета, и начинал писать красками не торопясь, осторожно, рабски копируя натуру...


Художник П. А. Федотов:

Павел Андреевич Федотов (1815—1852) — выдающийся русский художник, предшественник критического реализма в русской живописи второй половины XIX в. В 40-х гг. Федотов создал свои знаменитые картины и рисунки: «Свежий кавалер» (1847), «Сватовство майора» (1848), «Завтрак аристократа» (1849), «Вдовушка» (1850—1851), «Болезнь Фидельки» (1844), «Разборчивая невеста» (1847). Глубокий реализм и сатирическое осмысление сюжетов произведений Федотова наглядно свидетельствовали о близости его творчества к «критическому направлению» в русской литературе (Гоголь и гоголевская школа) и критике (Белинский). Нередко Федотов сам выступал с прозаическим и стихотворным истолкованием своих картин. Некоторые из таких истолкований имели самостоятельное литературное значение (например, «Рацея объяснения картины «Сватовство майора»).

О реалистическом методе своего творчества сам Федотов говорил так: «Моего труда в мастерской только десятая доля: главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза; мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать».

Ниже приведены отрывки из составленного самим Федотовым «Описания картин и эскизов Павла Федотова».

Женитьба майора (картина).

В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка сконфуженная хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вино. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху.

Шампанское уже стоит на подносе на стуле.

Кошка зазывает гостей.

В комнате у левого края видна часть образов с лампадками; под ними стол с священными книгами.

На стенах портреты: митрополита, Кутузова, Кульнева и самого хозяина с книжкой в руках; картины: Иловайский на коне и вид монастыря.


Свежий кавалер (картина).

Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел: чуть свет нацепил на халат свою, обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке, но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные, продырявленные сапоги, которые она несла чистить.

На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, а под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы, тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортами к проходящим. Талия кухарки не дает права хозяину иметь гостей лучшего тона.

Где завелась дурная связь, там и великий праздник — грязь.


Кончина Фидельки (эскиз).

Утром, во время чая, оказалось, что захворала одна из дюжины собачонок хозяйки.

Чай со стола прочь — его заменила подушка, на которую положили пациентку Фидельку; поставив ей пиявок и забинтовав, госпожа расправляется со всем домом. С башмаком в руках она грозит горничной, уже встрепанной, на которую ябедничает и нянька (они редко в ладу).

Сын поставлен на колени с учебною тетрадкою; он вырезывает лошадок и из мщения хватает бегущую мимо собачонку, чтоб навязать ей на хвост бумажку, которая уже болтается на нитке во рту его.

Дочка, оставив свою куколку, которую она на столе поила чаем, с надранными ушами прибегает под покровительство отца, который сам спасается от содома, не забыв, однако, взять с собою утешение — пунш; в дверях попалась ему собачонка: озлобленный, он подшвырнул ее ногою.

Домашний казачок, кажется, тоже не обойден благоволением хозяйки.

В отворенной двери виден ветеринар, позванный, но изумленный, в нерешимости: входить ли?


Вопросы и задания для собеседования:

1. Назовите основные тенденции развития русской художественной культуры в первой половине XIX в.

2. На примерах докажите, что в развитии отечественной культуры в первой половине XIX в. наступил золотой век.

3. Какие художественные стили характерны для художественной культуры этого времени?

4. Приведите примеры классицизма в русской архитектуре этого периода. Каких представителей этого стиля в архитектуре вы знаете?

5. Назовите наиболее яркие примеры сентиментализма в художественной культуре начала XIX в.

6. Кого из русских писателей первой половины XIX в. вы можете причислить к представителям романтического направления? Чем объясняется общественный интерес к этому художественному стилю?

7. Творчество какого русского художника первой половины XIX в. кажется вам наиболее ярким проявлением реалистической школы? Почему?

8. Что нового произошло в театральной жизни этого периода? Каких мастеров сцены вы знаете? Чем они знамениты?

9. Какие явления были наиболее типичны для развития музыкального искусства в эти годы? Кого из композиторов можно считать родоначальником русской национальной школы в музыке? Почему?

10. Какой стиль в живописи этого периода был наиболее популярным среди интеллигенции? Чем это можно объяснить?

11. Назовите наиболее характерные черты русско-византийского стиля в архитектуре. Кого из архитекторов этого стиля вы знаете, что ими создано?

12. Что наиболее ярко характеризует русский ампир? Какие здания в Москве и Санкт-Петербурге были построены в этом стиле?


Темы докладов и сообщений:

1. А. С. Пушкин — поэт-романтик.

2. Н. В. Гоголь — основатель «натуральной школы».

3. Русское купечество XIX в. в произведениях А. Н. Островского.

4. М. И. Глинка — основатель русской национальной школы в музыке.

5. Русский быт в творчестве П. А. Федотова.

6. Крестьянский быт в творчестве А. Г. Венецианова.


Домашнее задание: занести новые термины в словарь; § 17 учебника, вопросы и задания к нему; документы и задания к ним в конце параграфа; рабочая тетрадь: задания к § 17.






Для любых предложений по сайту: [email protected]