История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Смута в России - РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI—XVII вв.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о причинах Смутного времени; раскрыть особенности правления Лжедмитрия I и причины его падения; показать специфику воцарения Василия Шуйского и особенности его политики; осветить причины и ход восстания Ивана Болотникова, его связь с Лжедмитрием II; раскрыть роль Польши и Швеции в событиях Смутного времени.
Основные знания: причины и сущность Смутного времени; особенности правления Лжедмитрия I и причины его падения; специфика воцарения Василия Шуйского и особенности его политики; выступление Ивана Болотникова; появление второго самозванца; вмешательство в российские дела иностранных государств.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Смутное время в России начала XVII в.».
Персоналии: Лжедмитрий I, митрополит Филарет (Фёдор Никитич Романов), Марина Мнишек, Василий Шуйский, патриарх Гермоген, Лжедмитрий II, Иван Болотников, Михаил Скопин-Шуйский, Сигизмунд III.
Ключевые понятия: Смута, самозванец, интервенция.
Даты и события: 1606 г. — свержение Лжедмитрия I; 1606—1607 гг. — выступление Ивана Болотникова; 1608 г. — образование Тушинского лагеря Лжедмитрия II.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять значение понятий Смута, самозванец, интервенция; раскрывать причины Смуты; показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов; рассказывать о положении различных сословий в годы Смуты.
Основные сведения
Сегодня принято считать, что Смутное время явилось порождением социально-политического кризиса начала XVII в. Его основным проявлением стал династический кризис — пресечение законной московской династии. Этот кризис совпал с разрухой, голодом, запустением центральной части русских земель вследствие неразумной политики Ивана Грозного. Стремясь преодолеть хозяйственную разруху, правительство ужесточает политику закрепощения крестьянства, увеличивает налоговый гнёт. Это вызывает протест народа. Он принимает крайние формы ещё и потому, что подобные меры исходят от правителей, которые, по народным представлениям, не имели божественного права на престол. Верхушка же общества была разобщена: между боярами, дворянами, служилыми людьми существовали многочисленные противоречия. Всё это привело к ослаблению центральной власти и вызвало Смуту в стране. Это проявилось в выборах царя на Земском соборе (Борис Годунов), приглашениях на престол, в том числе иностранцев (польский королевич Владислав), жестоких расправах с неугодными властителями (Фёдор Годунов, Лжедмитрий I), попытках ограничить царскую власть (крестоцеловальная запись Василия Шуйского, условия приглашения на престол Владислава).
План изучения нового материала: 1. Причины и суть Смутного времени. 2. Царствование Лжедмитрия I. 3. Боярский заговор. 4. Выступление Ивана Болотникова. 5. Лжедмитрий II. 6. Перелом в настроении народа. 7. Вторжение войск Польши и Швеции.
Ход урока
Изучение нового материала можно провести, чередуя рассказ учителя с беседой с классом, с самостоятельной работой учащихся с учебником, картой «Смутное время в России начала XVII в.» (с. 27 учебника), документами параграфа, с заполнением таблиц.
1. Учащиеся заполняют таблицу:
Причины Смутного времени
Политические |
Экономические |
Социальные |
2, 3. Эти пункты плана учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий текст учебника, фрагмент из «Курса русской истории» В. О. Ключевского (с. 23—24 учебника), выполняя задание 2 к § 2 рабочей тетради.
Затем с учащимися проводится беседа по вопросам 1—3 к § 2 учебника.
4. Материал объясняет учитель, опираясь на текст учебника и используя карту «Смутное время в России начала XVII в.» (с. 27 учебника). Параллельно учащиеся выполняют задание 4 к § 2 рабочей тетради.
Можно организовать работу учеников с текстом документа «Из записок немецкого участника восстания Болотникова» (с. 24—26 учебника).
5, 6. Эти пункты плана прорабатываются учителем совместно с учениками. Предполагается работа с картой «Смутное время в России начала XVII в.» (с. 27 учебника). Учащиеся могут начать выполнение задания 3 к § 3 рабочей тетради.
Вопросы и задания для учащихся: 1. Почему столь быстро народная молва воскресила самозванца? 2. Назовите черты сходства и различия первой и второй самозванческих интриг. 3. Можно ли оценить одновременное существование московского и тушинского дворов как проявление двоевластия в стране? 4. Выскажите своё мнение о «тушинских боярах». Почему народ перестал поддерживать тушинцев? 5. Дайте свою оценку русско-шведскому договору. Можно ли считать подобный договор оправданной мерой?
7. Материал объясняет учитель, опираясь на текст учебника и используя историческую карту «Смутное время в России начала XVII в.». Во время рассказа учащиеся заполняют таблицу:
Начало иностранной интервенции
Дата |
Событие |
Вопрос для учащихся: какова роль иностранных государств в событиях Смутного времени?
Выводы. Ослабление центральной власти в России привело к Смуте. Боярство, позиции которого были значительно подорваны в годы опричнины Ивана Грозного, вновь попыталось стать ведущей политической силой в стране. Одной из характерных черт Смутного времени стало широкое распространение самозванчества. Ситуация осложнилась вторжением в Россию иностранных войск.
Домашнее задание: § 2, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1, 3, 5 к § 2. Индивидуальные задания: сообщения (с элементами презентации) на темы «К. А. Минин», «Д. М. Пожарский».