История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Сословный быт. Обычаи и нравы - РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ
Цели урока: показать учащимся сословный характер бытовой культуры российского общества XVII в.; выявить общее и особенное в повседневном быте, обычаях и нравах различных категорий населения.
Основные знания: изменение облика царского двора в условиях оформления самодержавия; специфика боярского и дворянского быта; перемены в повседневной жизни посадского населения; быт и обычаи российского крестьянства.
Образовательная среда: учебник, репродукции картин А. П. Рябушкина «Московская улица XVII века в праздничный день», «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», В. И. Сурикова «Изба», «Старик-огородник».
Внутрипредметные связи: Новая история: повседневная жизнь европейцев в XVII в.
Ключевые понятия: изразцы, парча, тафта.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации XVII в.; приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в.; давать определения понятиям изразцы, парча, тафта.
Основные сведения
Оформление самодержавия в России в XVII в. изменило обычаи, нравы и быт царского двора.
Немало нового появилось и в повседневном быту бояр и богатых дворян, дворы которых представляли собой подобие царского, только в миниатюре.
Быт горожан был гораздо скромнее. У них на подворье находилось несколько различных строений — жилой дом с сенями, клетью и подклетом, хозяйственные постройки: баня, конюшня, сарай. В XVII в. дома горожан стали разделять на «избы белые» и «горницы белые», где, в отличие от «изб чёрных», дым из печи стал выводиться через трубу.
В XVII столетии зажиточные горожане стали возводить кирпичные жилые дома и хозяйственные постройки. Горожане победнее жили в деревянных домах, и их быт мало чем отличался от крестьянского.
Почти не изменился быт крестьян — основной части населения страны.
План изучения нового материала: 1. Царский двор. 2. Боярский и дворянский быт. 3. Жизнь посадского населения. 4. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
Ход урока
1. Рассказ о царском дворе учитель может построить, опираясь на репродукцию картины В. И. Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» (с. 94 учебника).
Можно также начать заполнение таблицы:
Быт XVII в.
Сословия |
Одежда |
Еда |
Жилище |
Развлечения |
Царь и его семья |
||||
Бояре и дворяне |
||||
Посадское население |
||||
Крестьяне |
Для лучшего представления об особенностях жизни царского двора учащимся можно предложить прочитать отрывок из книги историка И. Е. Забелина «Домашний быт русского народа» (с. 101 учебника) и ответить на вопросы к нему.
2. При объяснении материала о боярском и дворянском быте учитель для наглядности может использовать репродукции картин А. П. Рябушкина «Московская девушка. XVII век» (с. 97 учебника), «Московская улица XVII века в праздничный день», «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Желательно обсудить эти картины с классом.
Вопросы и задания для учащихся: 1. Представители каких сословий изображены на картине? Как вы это определили? Опишите их одежду и внешний вид. 2. Как они себя ведут в отношении окружающих?
Также можно организовать работу учащихся с отрывком из записок А. Олеария «О русских людях» (с. 100— 101 учебника).
3. Картина А. П. Рябушкина «Семья купца XVII века» (её репродукция помещена на с. 49 учебника) наглядно показывает жизнь посадского населения. По репродукции этой картины с учащимися организуется беседа.
Вопросы для учащихся: 1. Кто изображён на этом полотне? 2. Во что одеты персонажи картины? 3. Как вы определили их жизненный уровень? 4. Какие черты характера могут быть присущи этим людям?
4. Говоря о быте и обычаях крестьян, целесообразно использовать иллюстрации на с. 98 учебника и репродукции картин В. И. Сурикова «Изба» и «Старик-огородник».
Выводы. Новые явления в повседневной жизни касались преимущественно лишь господствующих сословий. Уклад жизни большинства населения России продолжал оставаться традиционным.
Домашнее задание: § 11, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1—5 к § 11.