Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс
Новые ценности преобразуют общество - ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ - МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Новые ценности преобразуют общество: |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся понимают, что дух предпринимательства и развитие капиталистического уклада меняют структуру общества: увеличивается численность буржуазии и наемных работников, крестьянство освобождается от зависимости |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных и познавательных заданий: 1. Как вы думаете, какие новые ценности больше всего влияют на изменение структуры европейского общества? Дайте оценку этим изменениям с позиции представителей каждой социальной группы. 2. Подумайте, какие изменения в составе населения, происходящие в XVI—XVII вв., говорят о разрушении традиционного общества. |
Развитие умений учащихся |
Самостоятельная работа с книгой, документами и другими источниками (рисунками, картинами), анализ и выделение главного (изменения в составе и характере общества); умение взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе и при участии в ролевой игре; умение работать творчески в ситуации «так могло быть»; умение взглянуть на изучаемую эпоху глазами современников; умение «прожить» жизнь избранного персонажа; умение доказывать свою точку зрения и принимать чужую, если она убедительна |
Основные понятия и термины |
Откупщик, талья, фермер, новое дворянство, огораживание, капиталист |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник, § 5. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта + , 1995. — Т. 1.— С. 310. М. Твен. Принц и нищий. Иллюстрации, подходящие к теме урока |
Комментарии к технологической карте
Особенность урока, не сложного по содержанию, заключается в возможности применения различных форм занятия. Если урок проводится как комбинированный, то трудностей он не вызывает. После проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся с темой и планом урока и мотивирует их учебную деятельность постановкой проблемных заданий.
Объяснение нового материала строится по плану урока. Беседа с учащимися имеет своей целью выделить изменения, которые произошли в обществе в XVI—XVII вв., и показать, что они связаны с изменениями в хозяйственной деятельности (особенно в период развития капиталистического уклада), с ростом предпринимательской активности у части европейского населения и возникшими в обществе новыми ценностями.
Некоторые дополнения могут быть сделаны к вопросу «Буржуазия Нового времени».
В учебнике говорится о «верхушке» буржуазии — купцах, ведущих международную торговлю, крупных банкирах и откупщиках. В рамках этого рассказа можно углубить знания учащихся об этике предпринимателей раннего Нового времени.
Хотя торговая буржуазия и не рисковала на поле брани, ей приходилось рисковать в своей конторе, на бирже, в банке или на торговом корабле. Представителям этой группы населения необходимы были трезвый расчет и предвидение. Купец, часто попадая в опасную ситуацию на море, на дороге, в чужой стране, должен уметь быстро принимать решения, обладать большим мужеством. Чтобы преуспеть в коммерции, купцы и банкиры должны были владеть иностранными языками. Купцам полезно было разбираться в положении небесных светил и смене времен суток, изучать обычаи тех мест, где они вели торговлю, быть миролюбивыми и сдержанными и, что особенно важно, разбираться в тех людях, которых брали в торговые компаньоны.
Уже в XV в. стало считаться, что дело, которое ведет глава семьи,- дело всей семьи, переходящее по наследству от отцов к сыновьям. Именно в этих семьях при признании главенства отца центром семьи становится ребенок — продолжатель дела отца.
Цель жизни торговцев и предпринимателей — получить наибольшую прибыль с наименьшими затратами. В их среде содержанием жизни и главной ценностью стал считаться профессиональный труд, ради него следовало жертвовать любым видом отдыха, даже сном и едой. Такая напряженная деятельность заставляла уже в XV—XVI вв. ценить земное время, которое стало исчисляться не религиозными праздниками, а сроками платежа, часами или днями работы или путешествия. Время требовало постоянного ускорения в делах.
В этой среде принято было говорить: «Делайте свои дела вовремя, потому что время — самая дорогая из всех вещей, которыми мы обладаем... Перед тем как заснуть, вспомните, что было сделано за день, и, если в чем-то обнаружили небрежность, сейчас же примите меры, ибо лучше потерять сон, чем упустить время... Сон, еду и прочее всегда можно наверстать, и только упущенное время — нет».
В среде деловых людей вырабатывается новый тип религиозности, объединяющий веру в Бога и страх перед загробными карами с коммерческим подходом к «добрым делам», за которые ожидаются возмещения, выражающиеся в получении прибыли и материальном благосостоянии. Эти люди умели считать и копить деньги, но они же щедро тратили их на строительство общественных зданий в родном городе, заказывали художникам картины религиозного и светского содержания.
Риск, связанный с торговлей и денежными операциями, заставлял буржуазию вкладывать деньги в недвижимость. Они скупали земли разорившегося дворянства, на которых начинали капиталистическое хозяйство. Известный ученый Ф. Бродель писал о французских негоциантах XVI—XVII вв., благодаря деятельности которых «виноградники района Бордо и Бургундии развились... в довольно крупные предприятия... Результатом было разделение задач и ролей, формирование капиталистической цепочки хозяйствования, очень ясно выраженной в Бордо: управляющий... руководил всем предприятием, деловой человек управлял сферой виноградарства; ему помогали главный служащий... отвечавший за вспашку, и главный виноградарь... который занимался виноградниками и изготовлением вина и имел под началом квалифицированных рабочих» (Бродель Ф. Игры обмена. — М.: Прогресс, 1988. — С. 257).
Рассказывая о крестьянской Европе, можно подчеркнуть, что вплоть до XIX в. большинство крестьянских хозяйств вело производство преимущественно для собственного потребления. Обменивался или продавался на рынке лишь небольшой излишек произведенных продуктов. В свободное от сельскохозяйственных работ время крестьянская семья сама изготавливала необходимые инструменты, материалы и одежду. Осенью подготавливали пеньку, лен и шерсть, прядением которых женщины были заняты в зимние месяцы. Мужчины ткали холсты, шили из шкур овец и других животных обувь, плели корзины из тростника и ивы, делали деревянные вилы и грабли, мастерили необходимую глиняную посуду. В XVII—XVIII вв. в Центральной и Западной Европе крестьянский дом являлся настоящей мастерской, а члены крестьянской семьи знали многие ремесла. Такое хозяйство было докапиталистическим. Но наряду с ним развивалось и фермерское хозяйство. Рассказывая о фермерах, следует обратить внимание на рисунок «Английская крестьянка, направляющаяся на рынок» (иллюстрация из рукописи первой половины XVII в.). Судя по одежде — модному платью и шляпе — это жена фермера.
Последний пункт плана следует дополнить объяснением такого явления, как рост бедности в связи с увеличением числа лиц, занятых трудом по найму. Наемный труд скудно оплачивался и в эпоху традиционного общества, особенно страдали от этого женщины, что подтверждает известная жалоба ткачих, относящаяся еще к XII в. (текст жалобы следует раздать учащимся).
Там целый день такие ткани, |
Едва хватает на заплаты. |
Развитию активной предпринимательской деятельности капиталистов сопутствует «новая бедность» — бедность лиц, работающих по найму, но получающих за свой труд жалкое вознаграждение.
Дополняя материал о борьбе властей с нищими и бродягами, можно добавить, что в XVI в. многие городские советы вводят положения о принудительном труде для работоспособных бродяг (работоспособными считались мужчины до 60 лет). В Кёльне выловленных во время облав отправляли работать грузчиками на Рейн, в гавань, или заставляли разносить воду и дрова в дома состоятельных бюргеров. В 70-е гг. XVI в. совет принял решение отправлять всех бродяг на строительство собора Св. Северина: «...носить камни и землю и платить им как голодающим по 3 альбуса». В 1610 г. трудоспособные нищие строили городские стены, других выслали из города. В начале XVII в. городские власти предприняли не имевшую успеха попытку создать «работные дома»: мужчин направляли работать на лесопильни, а женщин — в прядильные мастерские. Особенно жесткими были законы против нищих и бродяг в Англии (см. приведенные в учебнике документы).
После того как ученики прочитают документы и ответят на вопросы к ним, следует отметить, что жестокое преследование бродяг и нищих объяснялось не только потребностью городских и сельских предпринимателей в дешевой рабочей силе, не только опасностью, которую представляли толпы бродяг и нищих для других слоев населения, но и изменившимся отношением к бедности. Достойной уважения и милосердия становится лишь та бедность, которая связана с невозможностью трудиться в силу уважительных причин, связанных с возрастом, болезнью, увечьем.
В заключение учащиеся делают вывод о влиянии разрушения традиционного общества и активной предпринимательской деятельности на изменение состава населения.
Второй вариант — организация работы в группах. В этом случае необходимо разделить класс на группы. Проблемы для всех общие, но решить их каждая группа должна, работая на уроке над данными о положении какого-то одного социального слоя европейского населения. Исходя из содержания учебника рекомендуется создать на уроке четыре группы. Первая группа рассматривает изменения, происходившие в составе и положении буржуазии (купцы, банкиры и т. д.); вторая группа читает и анализирует все, что относится к вопросу «Крестьянская Европа» (традиционное крестьянство и фермерство); третья группа рассматривает сюжет «Новое дворянство», а четвертой группе предлагается изучить вопрос о «низах общества» (работающие бедняки, слуги, бродяги, нищие).
Каждый ученик может выбрать, в какой группе он хочет работать, но учитель корректирует состав групп с целью их наибольшей работоспособности. При организации групповой работы весь дополнительный материал и документы должны быть заготовлены на отдельных карточках и розданы в те группы, которые работают по изучению данного вопроса.
Распределение времени: 5 минут на организацию групп и объяснение задания; 15 минут на самостоятельную работу в группах, после чего каждая группа получает по 5 минут для предъявления результатов своей работы. Последние 5 минут отводятся на комментирование учителем вариантов решения проблемы или познавательного задания и на заключение по уроку.
Выполнение домашнего задания предусматривает освоение учащимися всего содержания параграфа и документов.
Третий вариант — ролевая игра. При подготовке к этой игре создается небольшой сценарий, предусматривающий главное: возможность встречи представителей разных сословий и слоев населения в одно время в одном месте, где они могут рассказать о своей жизни — кто похвастается, а кто пожалуется. Наиболее вероятный повод для встречи этих людей — участие в каких-то светских или религиозных торжествах. Это может быть коронация французского короля в Реймсе, так как на такие торжества съезжались и сходились все, кто мог, независимо от своего социального положения, коронация английского короля в Лондоне, участие в религиозном празднике в Риме, куда на поклон к папе стекались католики из всей Европы. Каждый ученик или несколько учеников получают свою роль и сюжет, а для подготовки используют материал учебника, дополнительные материалы, которые дает учитель, художественную литературу и т. д.
Важно, чтобы в конце урока прозвучало решение проблемы. Ученики должны объяснить, как разрушение традиционного общества меняет социальную структуру, какие ценности стали наиболее значимы для людей, как эти ценности и изменение хозяйственной жизни повлияли на их стиль жизни и положение в обществе.