Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции - ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. - ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции: |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся узнают, что Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей, она возникла на основе накапливавшихся десятилетиями противоречий; что неумение и нежелание правящих кругов вовремя разрешить сложившиеся в стране традиционные противоречия приводят к революционному взрыву |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Определите причины революции во Франции и подумайте, существовала ли возможность предотвратить революционный взрыв. 2. Во Франции накануне революции имущественное положение человека не совпадало с его сословной принадлежностью. Подумайте, о каком процессе в развитии общества свидетельствует это противоречие. 3. Английское Просвещение развилось в XVII в., французское Просвещение — в XVIII в. Как вы думаете, чем вызвана эта разница во времени? 4. Графу Мирабо принадлежат слова: «Эта великая революция обойдется без злодеяний и слез». Как вы думаете, почему у графа была уверенность в возможности быстрого и бескровного решения всех противоречий? |
Развитие умений учащихся |
Учатся рационально выполнять задания; решать проблемы, для чего определяют круг необходимых знаний (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне надо узнать); выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала, оперировать терминами и понятиями; работать с источниками |
Основные понятия и термины |
Хлебный бунт, санкюлот, сословие, террор |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник, § 24. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Западная Европа в 1789 г.», «Начало Великой французской революции».Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 515—517. Р. Белоусов. Герои до встречи с писателем: Великой французской революции посвящается. Г. Серебрякова. Женщины Великой французской революции. А. Алтаев. Когда разрушаются мосты. Иллюстрации: Гравюры XVIII в. Следует надеяться, что игра эта скоро закончится. Пробуждение третьего сословия. Давид. Клятва в зале для игры в мяч. Репродукции картин XVIII в. на тему «Взятие Бастилии» и «Посадка «дерева Свободы» |
Комментарии к технологической карте
При проверке домашнего задания, кроме вопросов учебника, учитель может использовать тесты.
1. Выберите правильный ответ:
1.1. «Бостонское чаепитие» было в:
а) 1770 г.;
б) 1773 г.;
в) 1765 г.;
г) 1775 г.
1.2. Главнокомандующим войсками колонистов в годы войны был:
а) Бенджамин Франклин;
б) Джордж Вашингтон;
в) Томас Джефферсон.
1.3. Плантационное рабство — это:
а) возрождение рабовладельческих методов эксплуатации в условиях развивающегося капиталистического уклада;
б) система подневольного труда, при которой на плантациях трудились белые иммигранты — бедняки, продавшие себя в рабство на определенный срок.
2. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
2.1. Бенджамин Франклин представлял интересы колоний в английском парламенте. (Да, нет.)
2.2. Праздник «День отцов-пилигримов» установлен в США в честь прибытия группы пуритан в 1620 г. (Да, нет.)
3. Установите соответствие между «а» и «б».
«а» |
«б» |
||
1620 г. |
1. Война за независимость. |
4. О каком политическом деятеле идет речь?
Война, удары англичан заставили конгресс активизироваться. Было решено создать свою армию и назначить главнокомандующего. Выбор пал на 44-летнего богатого плантатора из Вирджинии. Аристократ, бывший землемер, не чуждавшийся земельных спекуляций, он имел некоторый военный опыт, так как до революции участвовал в боях с французами и индейцами. Он был наделен несомненными талантами организатора и военачальника, обладал мужеством и стойкостью, хладнокровием и находчивостью. Он придерживался умеренных взглядов, был далек от «низов», но твердо верил в неизбежность отделения от Англии и святость начавшейся войны. Он обладал и «командирской» внешностью: высокий (188 см), стройный, «прямой, как индеец», представительный, с благородными манерами, сдержанный и немногословный, он производил приятное впечатление. На лице выделялись длинный прямой нос, проницательные серо-синие глаза и твердый подбородок. Выражение лица было одновременно и доброе, и властное. Широтой взглядов он устраивал всех... в конгрессе. И он не обманул надежд конгресса и нации.
5. По какому принципу образованы ряды?
5.1. Томас Джефферсон; Бенджамин Франклин; Джордж Вашингтон.
5.2. Король; губернаторы колоний; колониальные ассамблеи.
6. Вставьте вместо пропусков:
6.1. Патриоты; ................. .
6.2. Декларация независимости; .......................... .
7. Сгруппируйте по определенным основаниям:
Столкновение у г. Лексингтона; алгонкины; битва у г. Саратога; ирокезы.
Продолжая урок, учитель делает вступление к новой теме. При этом следует учитывать, что ее содержание позволяет создать у учащихся и социальные, и познавательные мотивы изучения истории. Исторический процесс в XX в. характеризуют сильные социальные потрясения, революционные взрывы, и проблема революций является актуальной для нашего времени.
Учащимся предлагается поразмышлять над вопросами: какими путями чаще всего разрешались накапливающиеся десятилетиями противоречия в обществе? Назовите известные вам революции и укажите, какими противоречиями они были вызваны. Какие противоречия они смогли разрешить? Означает ли разрешение противоречий в ходе революции, что в этой стране больше не возникнут условия для социальных взрывов?
Обобщая ответы учащихся, учитель говорит о том, что социальные противоречия являются составной частью исторического процесса. И хотя было бы лучше, чтобы народы двигались вперед эволюционно, а все противоречия преодолевались бы при помощи реформ, в реальной жизни часто бывает не так.
Изучая историю Французской революции, мы сможем лучше понять проблему революций не только XVI—XVIII вв., но и проблемы современности.
Затем учащиеся знакомятся с темой и планом урока и выбирают в соответствии со своими интересами одно из познавательных или проблемных заданий.
В связи с большим объемом содержания нового материала вводить значительное количество дополнительных сведений не представляется возможным. Но при необходимости для анализа причин, тормозивших развитие хозяйственной жизни страны, учитель может использовать документы.
1. Старинная французская песня. Текст помещен в конце параграфа.
2. Английский путешественник и экономист Артур Юнг о положении французских крестьян (1788)
Проезжая Пейрак, мы встретили массу нищих... У всех крестьянок нет ни чулок, ни башмаков, а у земледельцев во время работы нет на ногах ни деревянной, ни какой-либо другой обуви. Эта нужда подрывает в корне народное благосостояние, ибо важнее широкое потребление среди бедняков, чем среди богатых; положение бедняков, которое заставляет их воздерживаться от употребления кожаных и шерстяных изделий, следует признать злом, влекущим за собой чрезвычайно важные последствия.
3. Наказы третьего сословия в 1789 г. Наказы от общины де Рокфор
Исключительное право охоты — одно из самых несправедливых и невыносимых прав сеньора. Ущерб, терпимый общиной от этого, заставляет ее прийти к определенному решению и требовать отмены этого права. Естественное право состоит в том, чтобы защищаться от животных, вредящих нашим посевам и нашим плодам, а между тем право сеньориальное противится этому. Согласно этому праву мы должны предоставить животным опустошать наши поля... Можно видеть большие стаи куропаток, которые, не находя себе пищи зимой, безжалостно съедают наш хлеб еще в колосе, а в сырое время вырывают его; когда хлеб созреет, эти птицы желают питаться одним зерном и, желая съесть один колос, портят их десять...
Кролики и зайцы причиняют не менее вреда. Они, можно видеть, повсюду бегают и производят потравы...
Охотник-сеньор не единственный бич, удручающий владения общины; иногда она имеет неприятность видеть на своих землях дюжину охотников в сопровождении двух десятков собак, которые во время созревания хлеба мнут их и во время созревания винограда причиняют ему чрезмерный ущерб...
Голубятня сеньора также служит ко вреду народа. Несколько сотен голубей вылетают из нее и, падая на засеянную землю, разоряют ее. Во время посева община вынуждена нанимать людей, которые бегают по земле и сгоняют голубей с только что засеянной земли...
4. Наказы третьего сословия в 1789 г. Наказы жителей Россгейма
Россгейм требует также отмены выплаты пособий лицам, которые не оказали никакой услуги городу и которые живут за счет города, а также отмены таких необоснованных льгот, как рубка леса, потому что это вызывает опустошение лесных массивов и наносит ущерб жителям города...
Они требуют также отмены налогов на мясо, хлеб и соль... а также отмены уплаты двенадцати су за каждый мешок фруктов;
... свободы прессы;
... согласия Его Величества на разрешение членам общины пасти скот в его заповедных лесах...
... отмены налога на соль... Всем известно пагубное действие этого налога... и его разрушительное влияние на скот и на сельское хозяйство.
Объяснить явление жестокого плебейского террора могут помочь слова участника революции Гракха Бабёфа, писавшего в частном письме: «Всякого рода казни, четвертование, пытки, колесование, сожжение на костре, виселицы, повсеместное палачество воспитали у нас такие ужасные нравы! Власти, вместо того чтобы сделать нас мягче, превратили нас в варваров. Они пожинают и пожнут то, что посеяли!»
Объясняя, почему падение Бастилии считается началом революции, учитель говорит:
«Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!» На что ему возразили: «Нет, государь. Это революция!» Абсолютизм был свергнут, монархия стала конституционной. Король признал законность Учредительного собрания. В этом и заключался революционный переворот. Король приехал из Версаля в Париж. Новый мэр Парижа Бальи в приветственной речи сказал следующие слова: «Генрих IV некогда покорил этот народ; сегодня же население Парижа покорило своего короля».
В заключение урока учащиеся предъявляют результаты своей познавательной деятельности и обсуждают, что из содержания урока имеет для них личностное значение.