Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии - НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РОЖДЕНИЕ СВОБОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОЛЛАНДИИ - РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ)

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс

Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии - НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РОЖДЕНИЕ СВОБОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОЛЛАНДИИ - РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ)

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии:
1. «Жемчужина в короне Габсбургов». 2. Противоречия обостряются. 3. «Верны королю вплоть до нищенской сумы». 4. Иконоборческое движение. 5. Время террора. 6. Лесные и морские гёзы. 7. Испано-нидерландская война. 8. Рождение республики.
Возможная личностно значимая проблема: самоотверженный, упорный труд человека — условие любой прогрессивной преобразовательной деятельности

Планируемые результаты изучения материала

Школьники понимают, что различия в традициях, обычаях, религии, экономических интересах Испании и Нидерландов стали причиной борьбы последних за Реформацию и создание независимого национального государства; это движение явилось национально-освободительной революцией

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных и познавательных заданий: 1. Одним из направлений борьбы жителей Нидерландов являлась борьба против католической церкви. Подумайте, почему авторы учебника поместили эту тему не в раздел, где рассказывается о Реформации в Европе, а в раздел о ранних буржуазных революциях. Согласны ли вы с этим? Свою точку зрения аргументируйте. 2. Выделите причины освободительной борьбы Нидерландов против Испании и запишите их в тетради в виде плана.
Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: рассуждение (о причинах противоречий между Нидерландами и Испанией), сюжетный повествовательный рассказ (о борьбе жителей Нидерландов с Испанией), персонификация (В. Оранский, Филипп II, Альба), эвристическая беседа (об итогах революции и ее значении), организация работы учащихся с документом, обучение решению проблемно-познавательных заданий. На уроке используются внутрикурсовые связи (§ 11—14) и межкурсовые связи с историей Отечества (Петровская эпоха)

Развитие умений учащихся

Учатся выделять главное, применять ранее полученные знания для изучения нового материала, работать с документами и текстом учебника, решать проблемы, участвовать в дискуссии, составлять характеристику исторического деятеля, использовать знания, полученные в результате чтения художественной литературы

Основные понятия и термины

Штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 15. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Нидерландская революция в XVI в.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 358—361. Ш. де Костер. Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке. Ларетта Э. Слава дона Ромиро.— М., 1961.
Репродукции картин: Питер Брейгель. Проповедь Иоанна Крестителя (1566). Ханс Бол. Пейзаж с погонщиком коров. Сельские развлечения (вторая половина XVI в.).Питер Стевенс Младший. Вид портового города (1600). Луис де Колери. Вид гавани. Хендрик Аверкамп. Баржа с сеном. Арт ван дер Нер. Зимний городской пейзаж с конькобежцами. Адриан ван Остаде. Группа крестьян в дверях фермы. Мозес Терборх. Кавалер в плаще и широкополой шляпе. Виллем ван де Велде Старший. Флот в гавани


Комментарии к технологической карте

В начале урока проводится беседа, в основе которой лежат вопросы и задания к первой главе учебника. Семиклассники отмечают, что главным итогом развития западноевропейского общества в XVI—XVII вв. является дальнейшее разрушение основ традиционного общества в хозяйственной, политической и духовной сферах, и приводят примеры, раскрывающие эти положения.

Затем учитель делает короткое вступление ко второй главе учебника, указывая, что одним из основных вопросов содержания нового материала является изучение революционных процессов в обществе в период раннего Нового времени. «Восстановив картину революций в Нидерландах в XVI в. и в Англии в XVII в., изучив их историю,— говорит учитель,— мы должны понять, какие причины приводили к революционным потрясениям в обществе, и высказать свое мнение об их значении».

Переходя к изучению нового материала, учитель знакомит учащихся с темой, планом урока, с проблемным и познавательным заданием. Познавательное задание обязательно для всех, решить проблему, в связи с ее сложностью для семиклассников, предлагается желающим.

Главная задача — показать, что причинами революции стали различия между Нидерландами и Испанией в области религии, традиций, культуры, экономических интересов. Следует подчеркнуть, что еще более нетерпимыми, чем налоговый гнет, было обычное для Испании высокомерное отношение к населению зависимых от нее территорий и проводившаяся религиозная политика, в основе которой лежал фанатичный католицизм. Очень важно показать, что достигнутая в результате героической национально-освободительной борьбы народа государственная независимость и свобода вероисповедания создали условия для успешного развития капиталистического хозяйства.

Рассказывая о распространении кальвинистского учения в Нидерландах, учитель может привлечь следующее описание тайной сходки протестантов в сельской местности: «...массы народа сходились по нескольку тысяч на открытых местах; сход загораживался повозками и срубленными деревьями; в середине становился на возвышение проповедник, ближе к нему женщины, дети, безоружные; снаружи большим кольцом помещались вооруженные и всадники на случай защиты от нападений; народ пел псалмы...» (Виппер Р. Ю. История нового времени.— Киев, 1997.— С. 78).

После рассмотрения первого и второго пунктов плана учитель проверяет выполнение познавательного задания. Учащиеся предъявляют составленный по ходу рассказа учителя план ответа на вопрос о причинах освободительной борьбы Нидерландов против Испании. В сильном классе возможен вариант самостоятельной работы семиклассников с учебником и картой. В слабом классе учитель делает запись ответа на познавательное задание на доске.

Объяснение учителя по третьему, четвертому и пятому пунктам плана можно провести в объеме учебника. Зато сюжет о морских и лесных гёзах при желании может быть дополнен песней гёзов.

Десятый пфенниг


Родимый край, вставай на бой,
Поможет Бог борьбе такой,
Погибнут все злодеи.
Богобоязненной рукой
Сорвем веревку с шеи.
Испанцы вешателя шлют,
И тот, верша неправый суд,
Ярится как антихрист.
Он идолов расставил тут
И наши деньги вытряс.
Испанский вешатель-злодей
Все больше пьет и жрет жирней,
Сживая нас со света.
Бродяги, странники морей,

Отмcтим ему за это!
Десятой долею, подлец,
Он разоряет нас вконец,
Казня еще суровей...
Страна родная, каждый грош,
Который втайне соберешь,
Неси не в ларь испанский,
А тем, кого в лесах найдешь,—
Их принц ведет Оранский.
Отдать ли деньги палачам
Иль нашим гордым смельчакам,
Решить давно пора нам.
На битву, гёзы! Счастья вам!
Позор и смерть тиранам!

События испано-нидерландской войны рассматриваются в пределах учебника. Для лучшего усвоения фактического материала следует по ходу рассказа учителя записывать на доске хронологию событий:

1566 г. — начало иконоборческого движения;

1567 г. — вступление испанской армии в Брюссель;

1572 г. — начало военных действий между Нидерландами и Испанией;

1579 г. — подписание Утрехтской унии;

1588 г. — создание Республики Соединенных провинций.

В последней части урока подводятся итоги национально-освободительной борьбы жителей Нидерландов против Испании. Говоря о том, что революция способствовала превращению Голландии в самую экономически развитую страну в Европе, учитель рассказывает:

«Зеландия, юго-западная часть Соединенных провинций, расположенная на островах в устье Рейна, Мааса и Шельды, держала теперь в своих руках концы всех водных путей, выходивших из Бельгии. После разрушения испанцами Антверпена его значение перешло к Амстердаму, главному городу Голландии. В то же время голландцы продолжали торговать с Испанией. Даже во время войны они открыто или под чужими именами доставляли в Испанию строительный материал и паруса для кораблей, продавали в страны Южной Европы зерно, вывозя его из прибалтийских стран. Все больше и больше развивалось голландское рыболовство, особенно ловля сельдей, которых продавали в страны Северной Европы. Недаром говорили, что «Амстердам выстроился на хребтах сельдей». Из Голландии вывозились мясо, масло. Пользуясь своим положением между северными и южными морями, голландцы стали посредниками в европейской торговле, «морскими перевозчиками». Современник этой эпохи писал о Голландии: «Жители ее, подобно пчелам, высасывали сок со всех стран: Норвегия была их строевым лесом, берега Рейна и Гаронны — их виноградниками, Германия, Испания и Ирландия — их овечьими загонами, Пруссия и Польша — их житницами, Индия и Аравия — их садами». В одной только провинции Голландии торговый флот насчитывал 10 000 судов с занятыми на них 250 000 человек.

Голландские купцы включились в борьбу за колонии. В начале XVII в. они проникли в Африку и занялись работорговлей (черных рабов доставляли в Америку). Они создали Ост-Индскую компанию для торговли с Индией, Китаем. В середине XVII в. голландец Тасман первым из европейцев исследовал побережье Австралии и Новой Зеландии. Он открыл ряд островов в Тихом и Индийской океанах. Остров Тасмания назван в его честь.

В начале XVII в. Голландия наряду с Англией стала ведущей страной в области производства и торговли. Одна за другой росли мануфактуры, а голландские сукна и голландское полотно считались лучшими в Европе, их покупали и в России.

В республике установилась свобода вероисповедания. Хотя государственной религией стал протестантизм, католиков не притесняли. Свободой вероисповедания пользовались также и евреи. В XVII в. Голландия стала прибежищем для европейских эмигрантов, вынужденных бежать из своих стран за проявление свободомыслия.

В Голландии печатались книги, выражающие самые разные точки зрения, но особенно важно отметить, что в стране стали издаваться газеты — новое для того времени средство общения между людьми. Газеты издавались частными лицами и выходили два-три раза в неделю. Они представляли собой небольшие листки, в которых сообщались новости со всех концов Европы — их присылали специальные корреспонденты. Покупали газеты все — от богатых банкиров до простых лавочников и лодочников. На картинах художников того времени можно увидеть посетителей кабачков, читающих газеты. Печатались и памфлеты, затрагивающие острые вопросы европейской политики, что вызывало протесты со стороны правительств соседних государств».

В заключительной части урока проверяется выполнение познавательного задания и решение проблемы. Учащиеся отмечают, что национально-освободительная борьба в Нидерландах является революцией, так как движение велось не только за реформацию церкви, но имело своей целью и уничтожение национального гнета и всех препятствий, которые мешали развитию свободной духовной и экономической жизни. К власти пришли люди, занимавшиеся капиталистическим предпринимательством, это уничтожало старые традиционные отношения.

Домашнее задание указано в технологической карте. Здесь же указываются рисунки и картины художников, использование которых может помочь сформировать у учащихся образы страны и ее народа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]