Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс
Рождение новой европейской науки - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И НАУКА ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ - МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Рождение новой европейской науки: |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся осознают, что в XVI—XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной. Возникают идеи о праве человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, на достойное духовное и физическое существование |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Подумайте, почему бурное развитие науки происходит именно в XVI—XVIII вв., почему именно в это время складывается новое представление о Вселенной и Человеке. Свой ответ аргументируйте. 2. Подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире и человеке сохранились до настоящего времени. 3. Многие ученые, создававшие новую картину мира и поднявшие вопрос прав человека, были религиозными людьми. Подумайте, противоречили ли друг другу религия и новая наука. |
Развитие умений учащихся |
Умение сравнивать, анализировать, делать выводы; при работе в группе слушать, доказывать свою точку зрения, принять другую точку зрения, если она убедительна; подготовить доклад, сообщение, предъявить результаты своей работы |
Основные понятия и термины |
Бакалавр, каноник |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник, § 10. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. |
Комментарий к технологической карт.
Если учитель считает целесообразным провести комбинированный урок, то начать его следует с беседы, целью которой является актуализация ранее полученных знаний о развитии науки в период Средневековья. Для этого можно использовать предложенные в начале параграфа вопросы из рубрики «Вспомните из ранее изученного». Обобщив ответы учащихся, учитель знакомит их с написанными на доске вариантами проблемных заданий. Каждый ученик выбирает интересующее его задание, которое следует выполнить по ходу урока. Затем учитель, используя словесный и наглядный методы и опираясь на содержание учебника, раскрывает содержание урока, а в конце его учащиеся предъявляют результаты своей познавательной деятельности.
При изучении второго пункта плана учитель организует работу с текстами документов и обобщает ответы учащихся. По ходу рассказа учителя и под его руководством учащиеся могут заполнить таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».
При работе в группах в первой части урока учитель рассказывает о рождении новой науки, затем знакомит учащихся с поставленными проблемами и предлагает каждой группе изучить один из сюжетов нового материала и на его основе решить поставленные проблемы. Примерное распределение содержания для самостоятельной работы в группах может выглядеть следующим образом:
I группа: новые знания о Вселенной (разделы § 10: «Он подрывал фундамент веры», «Враг всякого закона, всякой веры»);
II группа: новые знания о Вселенной и законах природы (разделы § 10: «Человек незаурядной воли и мужества», «Он завершил создание новой картины мира»);
III группа: новые знания о человеке (разделы § 10: «Кровь разносит всюду теплоту и жизнь», «Право на жизнь, свободу и творчество»);
IV группа: новое о возможностях человеческого разума (разделы § 10: «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт», «Я мыслю, следовательно, я существую...»).
Эти задания, заранее написанные на карточках, раздаются группам. Учитель их комментирует и устанавливает время для самостоятельной работы и обсуждения в группах. Вторая часть урока — самостоятельное знакомство учащихся с текстом учебника и поиск решения проблемы с обсуждением окончательного варианта внутри группы. В третьей части урока представители от каждой группы предъявляют результаты коллективной работы. Предъявление результатов деятельности групп может сопровождаться заполнением таблицы «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».
Приводим примерный вариант заполнения таблицы:
Ученые и мыслители |
Страна |
Основные идеи, открытия |
Влияние на формирование взглядов |
Николай Коперник (1473—1543) |
Польша |
Создал учение о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси |
Разрушил старые представления о неподвижной Земле, являющейся центром Вселенной |
Джордано Бруно (1548—1600) |
Италия |
Создал учение о безмерности, бесконечности и вечности Вселенной, не имеющей ни центра, ни края |
Разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира |
Галилео Галилей (1564—1642) |
Италия |
С помощью телескопа открыл новые миры, наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце. Сформулировал законы падения тел и другие законы физики |
Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной |
Исаак Ньютон (1642—1727) |
Англия |
Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений |
Завершил создание новой картины мира в раннее Новое время. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики |
Уильям Гарвей (1578—1657) |
Англия |
Открыл секрет кровообращения и показал роль сердца в этом процессе. Создал теорию о зарождении жизни |
Открытия Гарвея дали людям научные представления о кровообращении и зарождении жизни |
Фрэнсис Бэкон (1561—1626) |
Англия |
Научно обосновал новые методы изучения явлений природы — наблюдения и опыты |
Заложил основы новой философии, ввел опыт и эксперимент как методы научного познания |
Ренэ Декарт (1596—1650) |
Франция |
Считал разум человека источником знаний. Отводил разуму главную роль в научном исследовании |
Основоположник науки и философии Нового времени. Защищая принципы бесконечности Вселенной, способствовал укреплению новых представлений о мире. Считал, что наука должна приносить людям практическую пользу. Его учение о роли разума в познании возвышало человека |
Для создания более полного представления о деятелях науки раннего Нового времени группам могут быть розданы карточки с дополнительным материалом.
Из трактата Николая Коперника «О вращении небесных тел» (1543)
...Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру. Тем не менее ее совершенная округлость заметна не сразу из-за большой высоты ее гор и глубины долин, что, однако, совершенно не искажает ее округлости в целом... Такой же формой, по наблюдениям мореплавателей, обладает и водное пространство, поскольку земля, неприметная с корабля, видима с верхушки его мачты. И, обратно, огонь, горящий на вершине мачты, при отдалении судна от земли кажется тем, кто остается на берегу, мало-помалу опускающимся, до тех пор, пока наконец не скрывается, как бы закатившись.
Он был стар, когда решил напечатать главный труд своей жизни, ибо не сомневался в своей правоте.
Многие другие ученые и замечательные люди утверждали, что страх не должен удерживать меня от издания книги на пользу всех математиков. Чем нелепее кажется большинству мое учение о движении Земли в настоящую минуту, тем сильнее будет удивление и благодарность, когда вследствие издания моей книги увидят, как всякая тень нелепости устраняется наияснейшими доказательствами. Итак, сдавшись на эти увещания, я позволил моим друзьям приступить к изданию, которого они так долго добивались.
Вопросы к документам: 1. Как вы думаете, что нового в сравнении со взглядами древних ученых содержалось в теории Николая Коперника о картине мира? 2. Как воспринимали современники его теорию? 3. Прокомментируйте фразу из документа: «...страх не должен удерживать меня от издания книги...». Чем было вызвано чувство страха у автора?
О Джордано Бруно
Один немецкий исследователь его творчества отмечает: «Бруно не выносит никаких стеснений ни как мыслитель, ни как поэт...»
Из протоколов судебного процесса над Джордано Бруно
Джованни Мочениго, доносчик: «Я слышал несколько раз в моем доме от Джордано, что существуют бесконечные миры и что Бог постоянно создает бесконечные миры... Он много раз утверждал, что мир вечен и что существует множество миров. Еще он говорил, что все звезды — это миры и что это утверждается в изданных им книгах. Однажды, рассуждая об этом предмете, он сказал, что Бог столь же нуждается в мире, как и мир в Боге, и что Бог был бы ничем, если бы не существовало мира, и что Бог поэтому только и делает, что создает новые миры».
Обвиняемый, на третьем допросе: «...Я полагаю Вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявлял, что существуют бесконечные миры, подобные миру Земли, которую я вместе с Пифагором считаю светилом, подобным Луне, планетам и иным звездам, число которых бесконечно. Я считаю, что все эти тела суть миры без числа, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве, называющуюся бесконечной Вселенной, в которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина находится в противоречии с верой...»
Обвиняемый, на двенадцатом допросе: «...Я считаю, что этот мир и миры, и совокупность миров рождаются и уничтожаются. И этот мир, то есть земной шар, имел начало и может иметь конец, подобно другим светилам, которые являются такими же мирами, как и этот мир, возможно, лучшими или худшими; они — такие же светила, как и этот мир. Все они рождаются и умирают, как живые существа, состоящие из противоположных начал».
Вопросы к документу: 1. Какие положения о строении Вселенной составляли ядро учения Джордано Бруно? 2. Что было новым в его учении? 3. Подумайте, каким было отношение Бруно к Богу. 4. Почему инквизиция осудила его на сожжение?
Альберт Эйнштейн о Галилее
Перед нами предстает человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить свое положение.
Задание: прокомментируйте оценку, которую Эйнштейн дал Галилею.
Исаак Ньютон
Незадолго до смерти Ньютон сказал: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, развлекающимся тем, что до поры до времени отыскиваю камешек более цветистый, чем обыкновенно, или красную раковину, в то время как великий океан истины расстилается передо мною неисследованным».
Задание: прокомментируйте высказывание Исаака Ньютона.
Фрэнсис Бэкон
Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт...
Вопросы: 1. Подумайте, как оценивал Бэкон роль знания. 2. Какое значение он придавал опыту?
Ренэ Декарт
Наши идеи или понятия, будучи реальностями и происходя от Бога, в силу этого не могут не быть истинными во всем том, что в них есть ясного и отчетливого.
Вопрос: подумайте, какую роль в познании мира Декарт отводил Богу.
Джон Локк
Перед смертью Локк составил следующую надпись для своего памятника: «Остановись, путник. Здесь лежит Джон Локк. Если ты спросишь, что он был за человек, то я отвечу тебе, что он служил одной только истине. Этому научись из его сочинений, которые вернее тебе скажут, что от него осталось, чем сомнительные хвалы и эпитафии. Если он обладал кое-какими добродетелями, то они были не настолько велики, чтобы могли служить тебе примером».
Вопрос: о каких чертах личности Д. Локка свидетельствует составленная им эпитафия?
Урок-конференция может проводиться как конференция малых групп, когда каждое сообщение готовится группой в 3—5 человек, или учащиеся выступают с индивидуальными сообщениями.
В любом случае в заключение семиклассники обсуждают поставленные в начале урока проблемы. Домашнее задание должно включать заполнение таблицы, приведенной выше.