Всемирная история 10 класс - методическое руководство
Интеграционные процессы в мире. Деятельность международных организаций - МИР В КОНЦЕ ХХ — НАЧАЛЕ ХХI в.
Цель урока: рассказать о расширении деятельности ООН. Объяснить значение создания региональной интеграции в мире. Дать оценку деятельности Президента РК Н. А. Назарбаева и его роли в экономическом развитии и внешней политике страны.
Вид урока: семинар, работа с терминами.
Наглядные пособия: политическая карта РК, политическая карта мира.
Дополнительные документы и литература: Конституция РК; работы Н. А. Назарбаева “На стыке веков”, “Саммит, интеграция”, “Блок четырех”, “Шанхайская пятерка”, программа стратегического развития “Казахстан-2030” и другие материалы СМИ. Материалы президентских выборов, проведенных 4 декабря 2005 г.
На семинаре используются фотографии, таблицы, схемы. Проводится групповая работа.
Ход урока: по ходу урока можно организовать показ телесюжетов президентских выборов 4 декабря 2004 г., по этим сюжетам написать краткие письменные работы. Ученики первой группы на одном краю доски пишут вопрос: “Когда?” Вторая группа отвечает. Ответы учитель может дополнить.
У кого на карточках написано: “Кто?”, те отвечают на вопрос о Н. А. Назарбаеве, его месте и роли в истории; дают характеристику деятельности ООН, НАТО, Красного Креста, Шанхайской организации и др. Можно использовать как дополнительный материал текст песни “Моя страна”.
3-я группа расскажет о современном состоянии Казахстана.
4-я группа охарактеризует достижения Казахстана в культуре, науке, искусстве и литературе, которые изложены в рефератах.
5-я группа расскажет с использованием статистических данных о дипломатических связях Казахстана.
6-я группа даст краткие оценки и анализ ответов остальных групп. Учитель подготовит примерные ответы.
7-я группа расскажет о реформах РК в сфере образования.
В конце занятия можно провести 5—7-минутное тестирование или написать диктант. Затем подводится итог.
Домашнее задание: повторить пройденный материал.
Цель урока: организовать обсуждение современных мировых проблем и путей их решения.
Основное содержание: борьба против международного терроризма. Теракты в США, на Ближнем Востоке, в России. Характеристика мира в начале ХХI в.
План урока:
1. Стремление к изменению мира.
2. Мировые проблемы.
3. Распространение опасных болезней в мире.
4. Борьба с терроризмом.
Ход урока: глобальное потепление и изменение климата. Декабрь 2002 г. был самым холодным после 1979 г. Январь 2006 г. принес России и Казахстану 40—50°-ные морозы. Июль 1998 г. был самым жарким месяцем повторившимся после 123 лет. Существует точка зрения о том, что потепление 1960—1970 гг. на 77% связано с увеличением сжигания топлива, на 23% — с уничтожением лесов. По прогнозам ученых, к 2080 г. Нью-Йорк, Шанхай, Бомбей и Европа могут быть затоплены, а в Австралии и США может быть засуха.
Таблица 50
Опасные болезни в мире
Виды болезней |
Число больных и умерших |
Процент умерших людей |
Туберкулез |
2002 г. — 8 млн. больных, 3 млн. — умерло |
38 |
Тиф |
250 млн. — больных, 60 млн. — умерло |
24 |
Гепатит “В” |
50 млн. — больных, 2 млн. — умерло |
5 |
Пневмония |
50 млн. — больных, 2 млн. — умерло |
4 |
Пневмония типа “А” |
3400 — больных, 180 — умерло |
За 5,5 месяца 5 |
Дизентерия |
10 млн. — больных, 3 млн. — умерло |
3 |
Грипп |
500 млн.—больных, 2 млн.—умерло |
0,4 |
Бешенство |
1 млн.—больных |
100 |
Столбняк |
700 млн.—больных, 300 млн.—умерло |
43 |
Брюшной тиф |
16 млн.—больных, 500 тыс.—умерло |
3 |
Всемирная организация здравоохранения для изучения новых заразных болезней выделила 500 млн. долларов. После лекции учителю задаются вопросы.
1. В каких регионах Казахстана наблюдается нехватка питьевой воды?
2. В каких странах имеет место нехватка продуктов питания?
3. Каких успехов достигли ученые в освоении космоса? Какие цели они ставят?
4. Какие прогнозы имеются о численности населения Казахстана?
5. Возможны ли интеграционные тенденции в мире?
Ответы должны быть доказательными, с примерами и фактами. Заканчивая урок, учитель дает домашнее задание.
Домашнее задание: выучить § 30. Прочитать содержание учебника.