Всемирная история 10 класс - методическое руководство
Международное положение в 70 — 90-х годах ХХ в. - МИР В КОНЦЕ ХХ — НАЧАЛЕ ХХI в.
Цель урока: одной из важных проблем урока является объяснение причин окончания “холодной войны”; дать характеристику международных отношений в настоящее время.
Ход урока: проверка домашнего задания: кратко рассказать о современном состоянии стран арабского Востока и Африки.
Покажите разницу взаимоотношений европейских стран сегодня от отношений 70—80-х годов. Для характеристики современных взаимоотношений задаются вопросы и по ходу обсуждения делаются выводы.
Методы проведения урока: лекция, беседа, вопрос-ответ, работа с текстом, письменные ответы на вопросы.
По ходу урока методом вопроса-ответа проводится беседа по следующим вопросам:
— Что послужило поводом для усиления в 70—80-х годах региональных конфликтов?
— Возможно ли было столкновение СССР и США в эти годы?
— Почему СССР и США не пошли на открытое столкновение?
— О каких очагах войны, связанных с СССР и США, вы могли бы рассказать?
Ученики дают ответы по тексту учебника и дополнительному материалу.
Примерные ответы: СССР и США были не только самыми сильными в мире державами, но и противниками в социально-политическом плане.
Не было согласия по вопросу развития стран “третьего мира”, можно указать на очаги войны в Корее, Вьетнаме, Кубе, на Ближнем Востоке.
Учитель дает краткую характеристику событий на Ближнем Востоке, в Камбодже и Афганистане.
Основное содержание лекции учителя.
К середине 60-х годов в странах “третьего мира” произошли политические изменения: приход Г. А. Насера к власти в Египте, конфликт между Англией и Францией по поводу национализации Суэцкого канала. Англия, Франция и Израиль начали военные действия против Египта.
Прекращению войны способствовали международное мнение и позиция СССР. В 1958 г. революция в Ираке породила новый скандал. Камбоджийская проблема была отрегулирована в 90-х годах с помощью соседних государств.
Столкновения между Израилем и Палестиной, Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом привели к страданиям населения этих стран. Афганский конфликт не был исчерпан с выводом советских войск в 1989 г. — резюмирует учитель — и записывает на доске основные события по изложенному материалу или дает задание выписать даты по учебнику.
По вопросу о советско-китайских отношениях ученики получают задание на дом написать тезисы в тетради.
События после распада СССР освещаются в рамках учебника. Раскрываются причины ухудшения межнациональных отношений в СССР в 80-х годах.
О времени образования и характеристике новых независимых государств можно узнать из следующей таблицы.
Таблица 47
Новые независимые государства после распада СССР
Независимые государства, образованные на территории Бывшего СССР |
Время провозглашения |
Межнациональные столкновения в СССР |
Провозглашение суверенитета республик |
Внешняя политика стран СНГ |
Межнациональные конфликты после распада СССР |
Азербайджан Грузия Россия Казахстан Узбекистан Украина Белоруссия Туркмения Армения Таджикистан Кыргызстан Молдова |
1989 г., 23 сентября 1990 г., 16 марта 1990 г., 12 июня 1990 г., 25 октября 1990 г., сентябрь 1990 г. 1990 г. 1990 г. 1990 г. 1991 г. 1990 г. 1990 г. |
1987 г., Нагорный Карабах Грузино-абхазский конфликт Якутск, 1986 г. События 17—19 декабря 1986 г. 1990 г. 1987 г., Нагорный Карабах Волнения в Ошской области Приднестровье |
Новоогаревское соглашение Столкновения между турками и узбеками 8 декабря 1991 г., Беловежское соглашение — Россия, Украина, Белоруссия 21 декабря 1991 г., Алматы — подписание Алматинской декларации 11 государствами СНГ |
1994 г., 8 июля — Соглашение о создании “Единого экономического союза” в составе Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана Соглашение о сотрудничестве Соглашение о сотрудничестве между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном Межгосударственный экономический комитет Формула “Н + Н” “Шанхайская пятерка”, 1996 г., апрель. Организация “Шанхайской пятерки” — 16 июня 2001 г. |
Шестой раздел таблицы ученики должны заполнить самостоятельно.
Вопросы для закрепления и подведения итогов
1. Дайте оценку роли и места Республики Казахстан в СНГ.
2. Как вы оцениваете роль Н. А. Назарбаева перед обществом и государством?
Для самостоятельной работы учащихся можно использовать таблицу 48 и вопросы.
Таблица 48
Страны |
Период военных действий |
Краткие выводы |
Северная Корея |
Май-июль 1950 г.— 1953 г. |
|
Лаос |
1960—1963 гг. Август 1964 г. — ноябрь 1968 г. Ноябрь 1969 г.— декабрь 1970 г. |
|
Алжир |
1962—1964 гг. |
|
Египет |
18 октября 1962 г. — апрель 1963 г. Октябрь 1969 г. —16 июня 1972 г. 5 октября 1973 г. — 1 апреля 1974 г. |
|
Йемен |
18 октября 1962 г. — 1 апреля 1963 г. |
|
Вьетнам |
1 июля 1965 г. — 31 декабря 1974 г. |
|
Сирия |
5—13 июля 1967 г. — 1—24 октября 1973 г. |
|
Камбоджа |
Апрель 1970 г. — декабрь 1970 г. |
|
Бангладеш |
1972—1973 гг. |
|
Ангола |
1975 — ноябрь 1979 г. |
|
Мозамбик |
1967—1969 гг. Ноябрь 1975 г. — ноябрь 1979 г. |
|
Эфиопия |
9 декабря 1977 г. — 30 ноября 1979 г. |
|
Афганистан |
Апрель 1979 г. — май 1991 г. |
|
Никарагуа |
1980—1991 гг. |
По пройденному уроку учитель делает выводы и дает домашнее задание.
Домашнее задание: выучить § 26.