Азиатские страны - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ (1945—2009 гг.)

Всемирная история 10 класс - методическое руководство

Азиатские страны - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ (1945—2009 гг.)

Цель урока: составить план урока-игры. Вопросы, необходимые для подготовки к уроку, раздаются заранее. Учитель знакомит с правилами игры. Ученики должны прийти на урок, прочитав заранее материал темы.

Ученики, чтобы совершить путешествие в Азию, чертят хронологическую таблицу событий, сравнивая некоторые события и отмечая особенности. Используя портреты отдельных политических деятелей, рассказывают об их роли, дают сведения о религиозных верованиях и системе политической власти.

Ход урока: класс делится на 4—5 групп, 6—7 учеников будут экскурсоводами по азиатским странам. Назначается экспертная группа. Ученики всех групп в случае необходимости дополняют или поправляют ответы учеников. Урок рассчитан на 30 мин. В остальное время ставятся оценки экскурсоводам и другим ответившим учащимся. Активно участвовавшие и задававшие сложные и удачные вопросы ученики также оцениваются, оценки получают и эксперты. Учитель отмечает особо отличившихся учеников. В конце урока дается домашнее задание.

Вопросы и задания для урока-игры:

1. Обзор азиатских государств по карте.

2. Рассказать о положении стран Юго-Восточной Азии в 50— 60-х, 70—90-х годах ХХ в.

3. Дать дополнительные сведения о “новых индустриальных” странах, заимствовавших пример Японии.

4. Что вы знаете о Мегавати Сукарнопутри?

5. Индо-пакистанская проблема. Оценка роли Беназир Бхутто.

6. Отношения между Турцией и Казахстаном.

7. Социальное положение населения в Саудовской Аравии.

8. Движение талибан.

9. Нефтедоллары. Объединенные Арабские Эмираты Персидского залива.

На уроке обращается внимание на развитие стран Юго-Восточной Азии, сущность политики “открытых дверей”, говорится о примере Японии для экономического развития “новых индустриальных” стран и о торгово-экономических связях Казахстана со странами этого региона.

Лекция может быть проведена в форме “вопросов- ответов” с использованием карты, атласа, рисунков, иллюстраций и технических средств.

Примерные вопросы для повторения пройденного материала.

1. Назовите страны Южной Азии, в какой части карты они расположены?

2. Какие проблемы имели место между странами Южной Азии и Пакистаном в сфере социально-экономических и политических отношений?

Для ответа ученики используют иллюстрации, рисунки, материалы печати, документы.

Новая тема излагается в виде лекции, ученики по ее ходу пишут конспекты и план. Цель лекции — ознакомить с основным содержанием темы, используя дополнительный материал.

Требования к лекции:

1. Научность. Дать конкретные знания.

2. Культура речи учителя. Находчивость и умение использовать крылатые изречения к месту.

3. Умение и опыт в использовании доказательств и фактов.

Особенность школьной лекции: она должна быть интересной, затрагивать актуальные вопросы и постепенно переходить к сложным вопросам.

Подготовка к новому уроку.

Развивающиеся по примеру Японии страны: Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, страны второй группы — Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины.

В ходе лекции, если учитель посчитает необходимым, можно использовать материал по истории страны, продемонстрировать изображения национальных флагов и гербов, исторических и религиозных памятников, виды основных городов и т.п. Проецировать можно через кодоскоп на экран.

Дополнительный материал для учителя. Территория Сингапура — 639, 1 км2, население — 3 млн. человек, основные языки — английский, малайский, тамильский, китайский. Столица — Сингапур, что означает “город львов”. На гербе изображен лев. Страна имеет интересную историю. По легенде, принц острова Суматра, скрываясь от непогоды, пристал к неизвестному острову. На острове он увидел удивительное животное красноватой масти с черной головой и белой грудью. Принц назвал его львом. На самом деле здесь львов никогда не было. Это было примерно в XII в. Прибывшие в 1819 г. на остров английские колонизаторы решили построить здесь торговый порт. Таким образом Сингапур в короткое время превратился в финансовый, торговый и транспортный центр Юго-Восточной Азии.

В Сингапуре нет никаких полезных ископаемых, даже питьевая вода привозная. Получивший в 1965 г. независимость Сингапур сегодня является одной из развитых стран мира. Одна из достопримечательностей столицы гостиница “Раффаяд-Сити”, высота которой 157 этажей, является самым оживленным торговым центром. В аэропорту “Чанги”, обслуживающем в год 20 млн. человек, расположена самая крупная в Азии картинная галерея “Чудеса Азии”. С портов, которые ни на минуту не прерывают работу, во все концы света отправляются пальмовое, кокосовое, каучуковое масла. В Сингапуре можно познакомиться с культурой разных народов.

Прогулка только по “Чайна таун”, китайской улице, оставляет неизгладимое впечатление: здесь можно встретить рисунки испанских художников и произведения английских писателей. Однако сведений об истории Сингапура до XIV в. очень мало. В 1377 г. Сингапур был в подчинении Королевства Ява. В XV в. правил король государства Тай Сукотан Сингапур Малакка Малайя. В годы Второй мировой войны, 1942—1945 гг., Сингапур был оккупирован японцами. Усилению антиимпериалистической борьбы способствовало образование политических партий.

В 1959 г. Сингапур с помощью Великобритании стал “самоуправляющимся государством”. В 1965 г. была принята Конституция.

В 1965 г. Сингапур стал членом ООН. Национальная валюта — сингапурский доллар. Дети 6—14 лет должны обязательно учиться. С начальных классов до восьмого класса образование бесплатное.

Они все исповедуют конфуцианство. Страны ЮгоВосточной Азии вместе с Японией принадлежат к цивилизованным государствам мира.

Что это за государства? Среди них самые крупные — Южная Корея (143 млн.) и Тайвань (120 млн.).

До конца 80-х годов в этих странах существовал авторитарный режим. Основателем такого режима был Чан Кайши. Несмотря на то, что в них утвердилось президентское правление на однопартийной основе, ограниченной парламентом, они свободно конкурировали в экономике с Японией. Опираясь на последние достижения науки, ориентируясь на Японию, Южная Корея и Тайвань, Сингапур и Гонконг стали называться “азиатскими тиграми”.

После смерти Цзян Цзина на Тайване сформировались оппозиция и многопартийная система. Вопрос о Тайване Китай никогда не снимал с повестки дня.

Несмотря на то, что Тайвань являлся частью Китая, он дал дорогу капиталистическим отношениям, иностранному капиталу, политике “открытых дверей”, частной собственности, независимой банковской системе, длительной аренде земли и наследованию этого права. Такая политика Тайваня оказала влияние на выбор пути развития современного Китая и стала для него образцом.

Одна из целей лекции — рационально использовать время и прививать ученикам навыки самостоятельной работы.

Необходимо обратить внимание на особенности развития стран Юго-Восточной Азии, особенно на причины развития экономики.

Домашнее задание: каждая группа должна прочитать весь материал по теме.






Для любых предложений по сайту: [email protected]