Всемирная история 10 класс - методическое руководство
Великобритания и Франция - США И СТРАНЫ ЕВРОПЫ (1945—2009 гг.)
Цель урока: систематизировать контроль качества знаний учащихся по этому разделу.
Ход урока: урок можно провести, сравнивая Великобританию и Францию. Класс делится на две группы, дается задание и объясняется методика выполнения. Учитель чертит на доске таблицу 30.
Таблица 30
Особенности правления в Великобритании и во Франции
Англия |
К. Эттли (1945—1951 гг.) |
Годы правления консерваторов (1951—1964 гг.) |
Франция |
Четвертая республика (1946—1958 гг.) 1. МОП 2. Католическая партия 3. Социалистическая партия 4. ФКП |
Ученики сами находят фактический материал из учебника |
Шарль де Голль (1958—1968 гг., в 1968 г. Ушел в отставку) |
Первая группа рассказывает о Лейбористской партии Великобритании, о реформах, проведенных ею, приводит примеры и кратко заполняет таблицу.
Вторая группа по таблице рассказывает о Четвертой республике, ее особенностях, о единении и борьбе политических сил. О кризисе Четвертой республики.
Предлагается вопрос классу: Почему идея “государства благоденствия” и президентской республики не нашла поддержки в обществе? В чем разница внутренней политики Великобритании и Франции?
Учитель кратко рассказывает о причинах выбора лейбористами построения “государства благоденствия”, основных целях Четвертой республики, построенной Ш. де Голлем. Предлагается диаграмма развития обеих сторон после войны. Ученики анализируют таблицу 31 и отвечают на вопросы.
Таблица 31
Экономическое и социальное развитие
Вопросы |
Великобритания |
Франция |
В области промышленности |
Национализация: электроэнергии, энергетики, транспорта, производства стали, угольной промышленности |
Национализация: авиации, автомобильного завода “Рено”, угольной промышленности |
В социальной сфере |
Система социального обеспечения: бесплатная медицинская помощь, сохранение карточной системы на продовольствие. Карточная система ликвидирована |
После заполнения таблицы можно устно подвести итоги по следующей схеме:
Ученикам предлагается высказать собственное мнение.
Таблица 32
Периоды подъема экономического развития Великобритании и Франции
Великобритания |
Франция |
В середине 80-х годов развиваются частная предпринимательская деятельность, приватизация, снижаются налоги, внедряются новые способы развития промышленности с использованием достижений науки. В 1952 г. Великобритания становится ядерной державой |
В 60-х годах стала проводиться модернизация многопрофильного производства; погашен внешний долг, населению стали давать кредиты, капитал стал выводиться за границу. Франция стала ядерной державой в 60-х годах |
Комментируя таблицу, учитель дает возможность ученикам переписать ее.
Учитель просит охарактеризовать лидеров Великобритании и Франции либо заслушать заранее подготовленные сообщения учеников.
Первой группе дается подготовить сообщение о М. Тэтчер, второй — о Шарле де Голле.
Для подготовки задания и обсуждения используются материалы “памятки” и вопросы 1, 3, 4, 5 (материалы даны в конце). Ученики, используя материал учебника и другие наглядные пособия (портреты, рисунки и т.п.), отвечают на следующие вопросы.
1. Почему М. Тэтчер звали “железная леди”? Каковы были основные направления ее политики?
2. В чем заслуга Ш. де Голля перед французским народом? Какие изменения в управление государства были введены? Что такое голлизм? В чем причины недовольства политикой Ш. де Голля в 1968 г.?
Обсудив вопросы, учитель может внести дополнения в ответы учащихся и рассказать о колониях Англии и Франции: о самой большой колонии Британской империи — Индии и самой крупной французской колонии — Алжире. По желанию ученики могут заранее подготовить сообщения.
При проверке усвоения новой темы учитель обращает внимание на способность учеников делать сравнительный анализ событий, умение использовать таблицы и дополнительные сведения, делать заключение и давать оценку событиям.
В 1948 г. экономика Франции достигла довоенного уровня развития. Автором нового плана модернизации и перестройки экономики был Жан Монке. Его роль в развитии французской экономики была значительной. Разработав проект “Модернизация или упадок”, он стал главным комиссаром планирования. Однако политическая нестабильность, колониальные войны, некоторые проблемы во внешней политике стали препятствием на пути к осуществлению экономических и социальных планов.
В 50-х годах социальные противоречия еще более углубились. Оживление рабочего движения привело к более значительным результатам. Это дало возможность заключать трудовые договора, увеличить заработную плату и определить ее нижнюю планку. Крестьянское движение
привело к снижению налогов и увеличению цен на природное сырье. Под руководством Б. Бужа, торговца мелким товаром, ремесленники и мелкие предприниматели составили оппозицию парламенту.
В 1969 г., после ухода в отставку Шарля де Голля, новым президентом Франции стал Жорж Помпиду, который предложил программу нового направления “Партнерство и сотрудничество”, целью которой было продолжение политики де Голля и в то же время сближение с оппозицией. В состав нового правительства от движения “независимых республиканцев” был приглашен Валери Жискар д’ Эстен. Преемственность во внешней политике дала возможность проводить независимую внешнюю политику.
Во взаимоотношениях с европейскими государствами он пошел на некоторые уступки, например не стал препятствовать вхождению Англии в “Общий рынок”.
Все президенты: В. Жискар д’ Эстен, Ф. Миттеран, Ж. Ширак — старались соблюдать интересы и правого, и левого крыла либерального движения.
В 1995 г. на президентских выборах победил мэр Парижа, представитель правого крыла Жак Ширак. Он в 1997 г. предложил Национальному собранию провести досрочные выборы, однако его надежды не сбылись — победу одержали представители левого крыла (социалисты, коммунисты и “зеленые”).
В 1970—1974 гг. экономическая политика Великобритании была направлена на жесткое управление капиталистической экономикой. Эту политику предложил Э. Хит (премьер-министр). В годы его правления Великобритания стала членом “Общего рынка”. “Политика доходов и цен” породила опасность забастовок, поэтому Э. Хит принял решение о проведении новых парламентских выборов, надеясь на поддержку СМИ и власти. В 1974 г. победили лейбористы и к власти пришел Г. Вильсон. В 1976 г. его заменил Дж. Коллагэн. Новому главе правительства пришлось идти на изменение “Политики доходов и цен”. Профсоюзы добились в результате борьбы повышения зарплаты рабочих на 5%. Это продлилось до 1978 г., затем заработная плата опять понизилась.
Экономическая политика консерваторов связана с именем премьер-министра Великобритании в 1979—1999 гг. Маргарэт Тэтчер. Проводимая ею политика вошла в историю как “тэтчеризм”.
На дом дается задание подготовить сообщение о кризисе в Алжире, прочитать о майском кризисе 1969 г., о деятельности В. Жискар д’ Эстена, Ф. Миттерана и Ж. Ширака, подготовить план рассказа.
О кризисе в Алжире и внешней политике Великобритании ученики готовятся по объему материала в учебнике.
Домашнее задание: учащимся предлагается подготовить ответы по вопросам повторения.