Всемирная история 10 класс - методическое руководство
Европейские страны - МИР НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В учебнике дана характеристика первых десяти лет XX в. и указаны исторические закономерности промышленного развития в мире.
Цель урока: ознакомить учащихся с экономическими, политическими, идеологическими процессами рассматриваемого периода. Охарактеризовать исторические события второй половины XIX — начала XX в., пережитые человечеством, с помощью понятий: национальное государство, индустриальные страны, урбанизация, экспансия, монархия, республика, пацифизм, антисемитизм, империализм, абсолютная монархия, конституционная монархия, интеграция, нелиберальные тенденции, модернизация.
Ход урока: учитель характеризует особенности экономического развития европейских государств по группам, используя учебник и политическую карту мира; дает задание заполнить таблицу, начертить схему и ответить на вопросы теста. Ниже предлагается несколько вариантов плана урока и методов его проведения.
Предлагаемые вопросы для изучения материала.
1. Новый индустриальный этап.
2. Идея создания национального государства.
3. Великие державы и их экспансия.
4. Разделение мира.
5. Милитаризм и новые виды вооружений.
6. Пацифизм.
7. Шовинизм, национализм.
8. Политическая карта мира в начале ХХ в.
9. Мир за пределами Европы. Китай.
10. Корея.
11. Монголия.
12. Япония.
13. Колониальные и полуколониальные страны.
14. Истоки европейского господства.
15. Повышение роста национального самосознания.
16. Единство мира и национального движения.
17. Единство цивилизации.
18. Цивилизация Китая.
19. Цивилизация Индии.
20. Цивилизация ислама.
21. Европеизация.
По учебнику рассмотреть вышеуказанные вопросы.
1. Предлагается дать характеристику развития европейских стран и указать их отличия от развития государств Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХХ столетия.
2. Объяснить понятия милитаризм, пацифизм, шовинизм, национализм, колониальные и полуколониальные страны и попросить учащихся записать их в тетради.
3. Для того чтобы объяснить особенности развития стран Азии, необходимо предложить работу с учебником и заполнить таблицу 1.
Таблица 1
Страны Азии
№ п/п |
Страны |
Уровень экономического развития |
Политический строй |
Внутренняя и внешняя политика в начале ХХ в. |
1 |
Китай |
|||
2 |
Корея |
|||
3 |
Монголия |
|||
4 |
Япония |
4. Предлагается работа с исторической картой (“Политическая карта мира”).
Учитывая, что ученики знакомились в 9 классе по “Всемирной истории” с колониальными и полуколониальными странами, можно использовать межкурсовую связь и задать учащимся следующие вопросы:
1. Может ли политика милитаризма в европейских странах породить новые закономерности противоречий и столкновений в мире?
2. Почему такие государства, как Германия, США, Япония, развивающиеся быстрыми темпами, остались обделенными колониями?
Если потребуется, дополнить ответы учащихся, кратко рассказать о разногласиях европейских государств по переделу мира и их столкновениях, написать на доске исторические даты (1898, 1908, 1911 гг.) для самостоятельной работы по тексту учебника. Вопросы:
1. Какие исторические события произошли в эти годы?
2. Какие последствия имели эти события?
3. Какие выводы можно сделать по этой теме?
5. Учитель продолжает лекцию. Стремясь усовершенствовать орудия труда, европейцы в ХVIII в. изобрели машины — так началась промышленная революция. Эта революция преобразовала мировую цивилизацию к началу ХХ в.
Ссылаясь на текст учебника, педагогу следует рассказать о мировых цивилизациях: китайской, индийской и исламской и закрепить тему несколькими вопросами:
1. Чем отличаются цивилизации друг от друга?
2. Какую роль играет цивилизация в жизни отдельных людей и целого государства?
Далее учитель останавливается на системе правления европейских государств — абсолютная (монархия) и конституционная формы правления либо дает их толкование сам, либо использует текст учебника и организует опрос.
1. Назовите основную форму правления большинства европейских государств.
2. Какое влияние на идеологическую жизнь таких стран, как Франция, Сан-Марино и Швейцария, оказало разнообразие форм правления?
Учитель предлагает заполнить данную таблицу, используя ответы.
Таблица 2
Формы правления европейских государств
№ п/п |
Монархия |
Республика |
|
абсолютная |
парламентская |
||
1 |
Австро-Венгрия |
Великобритания, |
Франция, Швейцария, |
2 |
Россия |
Норвегия, Швеция, |
Сан-Марино |
3 |
Германия |
Бельгия, Нидерланды |
Далее учитель, объяснив суть политических течений начала ХХ в., задает учащимся следующие вопросы:
1. Какие политические течения появились на международной арене? Их особенности.
2. К появлению какого движения в борьбе за власть привело сохранение абсолютной монархии в России?
По поставленным вопросам учитель организует обмен мнениями и указывает на идеологические течения, сложившиеся в европейских странах. Дает объяснение понятий пацифизм, нацизм, расизм. Раскрывая вопрос об общественно-экономическом и политическом развитии стран в начале ХХ в., можно предложить заполнить таблицу 3.
Таблица 3
Главные события в европейских странах
№ п/п |
Страны |
В идеологии |
В политике |
В экономике |
1 |
Германия |
|||
2 |
Франция |
|||
3 |
Великобритания |
|||
4 |
Италия |
Предлагаются дополнительные сведения об экономическом развитии Европы. Например, если в США 60% капитала находилось в руках монополистов, то в Германии 9 берлинских банков имели 83%, а в Англии 12 банков держали в собственности 70% капитала.
В конце урока дается объяснение понятий “протекторат”, “доминион”, “модернизация”.
Основные понятия.
Пацифизм (лат.) — общественное направление, которое одобряет мир. Милитаризм — политика подготовки к войне и массовое вооружение.
Национализм — политика и идеология, направленные на разжигание межнациональной вражды.
Монархия (греч.) — вид государственного правления (власть одного человека).
Реформа (франц.) — проведение изменений в обществе путем новых законодательных актов.
Конституция — Основной закон государства, определяющий основу государственного устройства и общества.
Домашнее задание: прочитать § 1 учебника, обратить внимание на новые слова, понятия, термины (чтобы вы на следующем уроке правильно и уместно могли использовать их в своих ответах). Закончить заполнение таблицы 3. Составить краткий план ответа на следующем уроке.