География - Большой справочник для школьников и поступающих в вузы
Научно-техническая революция - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Научно-техническая революция (НТР) — это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом меняющий производительные силы общества.
Современная НТР характеризуется четырьмя главными чертами:
1. Универсальность. НТР занимается преобразованием всех отраслей и сфер мирового хозяйства, характером труда, бытом, культурой и даже психологией людей. С каждым годом понятие «промышленного переворота» сильно изменяется. Например, если раньше под этим подразумевали паровую машину, то для современной научно-технической революции примером может служить компьютер, космический корабль, реактивный самолет, атомная электростанция. Распространенность современной НТР можно обосновывать и географически, поскольку в той или иной степени она затронула все страны мира и все географические оболочки Земли, а также космическое пространство.
2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований — выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство, в более быстром «моральном износе» и постоянном обновлении продукции.
3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов привело к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.
4. Использование новейших достижений НТР в военных целях. Оборонные способности тех или иных стран, безусловно, зависят от интеллектуальных разработок, и, следовательно, вооружения.
Таким образом, основные признаки НТР можно увидеть во всех ее составных частях.
В науке это затрагивает рост расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, качественное улучшение системы образования и возрастание связей между наукой и производством. В цивилизованных странах мира наука и образование постоянно служили и продолжают служить мотивом для продвижения общества вперед. Например, первое место в мире по абсолютному числу ученых, инженеров и научных работников занимают США, второе — Япония. За ними расположились страны Западной Европы и Россия, где расходы на науку составляют 2—3 % ВВП. Наука неотделима от научных центров — городов с большим числом научно-исследовательских институтов (НИИ) и университетов. Крупнейшим научным центром мира является г. Цукуба в Японии (522), затем г. София в Болгарии (49), после идет г. Рейли в США (40), далее г. Иль-де-Франс во Франции (26) и г. Новосибирск в России (21).
В технике и технологии это затрагивает внедрение новых, преимущественно технологических процессов, связанных с естественными науками (физика, химия, биология), внедрение компьютеров и роботов в современную жизнь, улучшение научной базы заводов (гибкие современные системы, современные станки, транспортно-загрузочные устройства), развитие квантовой техники, производство новых средств связи, интенсификация старых методов технологии. Например, в Японии с 1983 г. началось создание системы научно-производственных региональных объединений, число которых в настоящее время достигло 26. Число университетов, занимающихся научно-исследовательскими разработками, превышает 400. Вследствие этого в стране сформировался принцип: образование — наука — производство.
В производстве это затрагивает усложнение экономической структуры, рост наукоемких производств, производство новых материалов (полупроводники, керамика, оптоволокно), применение высокопрочных металлов, развитие ядерной физики, интенсификация сельского хозяйства и транспорта. Современное производство напрямую связано с электронно-вычислительной и робототехникой. Наряду с наиболее крупными автоматизированными системами применяются роботы. В настоящее время в США на каждые 100 работников приходится 70 компьютеров. В Японии на 10 тыс. рабочих приходится 330 роботов, с каждым годом это число увеличивается.
В управлении производством это затрагивает появление науки об управлении и информации — кибернетики, «информационный взрыв», создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров, подготовку руководителей современных производств — менеджеров.
2 В скобках показано количество НИИ и университетов