Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса - ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса - ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Цели: Определение значения и состава машиностроительного комплекса. Изучение проблем машиностроения и пути их решения.

Оборудование: Карта «Машиностроение».

Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о составе и факторах, влияющих на предприятия лесной промышленности.

2. Почему предприятия лесной промышленности расположены на севере европейской части России?

3. Определите, какие производства лесной промышленности распложены в следующих центрах:

а) Коряжма - (ЦБК);

б) Сегежа - (ЦБК);

в) Сыктывкар - (ЦБК);

г) Москва - (мебельная промышленность);

д) Киров - (мебельная, спичечная);

е) Усть-Илимск - (ЛПК);

ж) Амурск - (ЦБК).

4. Проверить схему межотраслевых связей лесной промышленности:


image26


III. Изучение нового материала

- За 10 последних лет выпуск продукции машиностроения снизился на 6%. Машиностроение - это лидер экономики страны. Почему? Что означают формулы 1:2:4, и 1:0,98:1. Почему японский плуг служит 40 лет, а отечественный 4 года? Нужно ли высшее образование рабочим-машиностроителям?

Итак, сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы и определить, в чем заключаются проблемы отечественного машиностроения.

План урока на доске:

1. Значение отрасли.

2. Состав машиностроения.

3. Проблемы машиностроения.

4. Перспективы машиностроения Россию.

- Нужна ли эта отрасль хозяйству страны? Каково значение машиностроения?

Учащиеся могут вспомнить о том, что машины нужны многим отраслям. Надо предупредить учащихся о том, что под словом «машина» понимается не только автомашина, но и станки, тракторы, телевизоры, суда, компьютеры, оборудование заводов и т. д.

- Для определения значения машиностроения, выясним его состав (уч. А. с. 141; уч. А. с. 95). Назовем отрасли и продукцию этих отраслей. (То, что учащиеся не знают, называет учитель.)

1. Энергетическое машиностроение выпускает оборудование для электростанций: турбины, реакторы, трансформаторы, генераторы и т. п.

2. Строительно-дорожное машиностроение производит грейдеры, катки для укладки асфальта и т. д.

3. Сельскохозяйственное машиностроение производит комбайны, картофелекопалки, сенокосилки.

В результате определения состава отрасли учащиеся могут сделать вывод о том, что ни одна отрасль хозяйства не может обойтись без продукции машиностроения.

- Машиностроение является лидером экономики, входит в «авангардную тройку» отраслей (машиностроение, электроэнергетика и химическая промышленность), являясь ведущей отраслью. 40% от всех занятых в промышленности работает в машиностроении.

Рассмотрим условия, которые необходимы машиностроению, чтобы быть лидером в промышленности. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы 1:2:4, где 1 - это темпы развития экономики страны, 2 - в 2 раза быстрее для этого должно развиваться машиностроение, а 4 - новые и новейшие отрасли машиностроения (электроника, приборостроение) должны развиваться в 4 раза быстрее. Например, в 1990 г. это соотношение было 1:0,98:1.

Поэтому машиностроение должно решить ряд проблем:

1. Низкие темпы роста машиностроения;

2. 4/5 продукции машиностроения составляет вооружение;

3. В темпах роста отраслей машиностроения сложились диспропорции;

4. Низкие темпы обновления продукции;

5. Низкое качество машин;

6. Монополизм отрасли.


IV. Закрепление

- Какие проблемы стоят перед отечественным машиностроением? (Спад производства, низкое качество машин, старое оборудование, устаревшие технологии, низкое качество металла, низкий уровень квалификации рабочих, высокая доля продукции оборонного значения и необходимость конверсии, монополизм крупных предприятий.)

- Каковы пути решения проблем машиностроительного комплекса? (Конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, повышение уровня мастерства рабочих машиностроителей, выравнивание диспропорции в темпах роста отраслей машиностроения, создание новых типов машин, поддержка конкуренции среди предприятий машиностроения и т. п.)

- Каков состав машиностроительного комплекса?

- Что такое конверсия? (Перевод оборонного комплекса на производство мирной продукции.)

- Каково значение машиностроения?

- Что означает формула 1:2:4?


Домашнее задание

По уч. Д.: § 17. Составьте схему межотраслевых связей машиностроения.

По уч. А.: § 31 (вопросы 2, 3, 4, 9).






Для любых предложений по сайту: [email protected]