География 8 класс - Поурочные разработки
Биологические ресурсы России. Охрана природы
Цель урока: способствовать экологическому воспитанию учащихся при изучении биологических ресурсов, необходимости их рационального использования.
Оборудование: И.К.-ПЗ и биологич. ресурсы России И-8кл-10, К. - Экологические проблемы России И-8кл-11.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
1. Рассмотрев карту растительности, скажите:
- Какие природные зоны встречаются на территории России?
- Какая из них занимает самую большую площадь?
- Самую маленькую площадь?
- С какими причинами это связано?
- В восточной части страны наблюдается меньшее разнообразие растений, чем на западе, как это объяснить?
2. Используя знания по биологии, приведите примеры приспособления животных к условиям среды обитания.
III. Изучение нового материала.
Роль растительного и животного мира для человека.
Растения и животные - источник жизни для человека. Они дают ему пищевые продукты и одежду, служат строительным материалом. Из них изготавливаются разные химические вещества. Растениями питается домашний скот, различные дикие животные. Наибольшую ценность представляют пушные звери. Значительны и рыбные ресурсы наших рек.
Человек и живая природа.
Отрицательное воздействие человека сказывается в сокращении численности и в вымирании животных. Это воздействие чаще носит непреднамеренный характер. На животных и рыб влияет загрязнение. Особенно губительны для животных различные ядохимикаты, которыми обрабатываются поля и леса. Губительны неочищенные стоки воды, сплав леса, загрязнение атмосферы. Отрицательно сказывается на природе и браконьерство, т. е. охотничья деятельность без установленных правил. Охрана животного мира заключается прежде всего в регулировании его численности. Необходимо сохранять хищников там, где они не приносят вреда человеку. Важнейшей мерой охраны животных является строгое соблюдение сроков и правил охоты, а также меры по их восполнению.
Охраняемые территории страны: заповедники, заказники, национальные парки.
Для защиты отдельных видов растений и животных от полного уничтожения стали создаваться заповедники - особо охраняемые территории (акватории), исключенные из хозяйственной деятельности человека ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а также отдельных видов растений и животных. В настоящее время в России существует 89 заповедников. 16 из них биосферные, создаются в соответствии с программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера» с целью сохранения и исследования различных природных территорий.
Национальные парки - это особо охраняемая территория и акватория с малонарушенными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами. Национальные парки в отличие от заповедников сочетают в себе задачи охраны природы и строго контролируемого рекреационного использования. Сейчас в стране создано 29 национальных парков.
Красная книга России.
В Красную книгу России включаются те животные и растения, которые нуждаются в охране: амурский тигр, снежный барс, кулан, джейран, зубр, серый ворон, ковыль, женьшень и другие.
IV. Закрепление изученного материала.
Заполните таблицу в тетради.
Растительный мир |
Животный мир |
|||
Человек |
Положительные качества |
Отрицательные качества |
Положительные качества |
Отрицательные качества |
V. Домашнее задание: § 19, подготовить доклады:
• Растительные ресурсы и человек.
• Животные ресурсы и человек.
• Заповедники России.
• Красная книга России.