География 8 класс - Поурочные планы
Восточная Сибирь: величие и суровость природы
Цели урока: выявление особенностей природы Восточной Сибири и факторов, влияющих на них, продолжение формирования навыков работы с различными источниками географической информации, воспитание любви и уважения к родной стране.
Оборудование: физическая карта Восточной Сибири и Дальнего Востока, фотографии с видами природы Восточной Сибири, гербарий, учебники, атласы, контурные карты.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать крупные природные регионы России, и наш следующий объект - Восточная Сибирь. Мы помним, что изучение любого географического объекта начинается с определения его географического положения.
Задание:
по карте в учебнике определить границы Восточной Сибири, нанести их на контурную карту;
по карте у доски показать объекты, по которым проходят границы Восточной Сибири.
Вопрос учащимся:
с площадью какого материка можно сравнить площадь Восточной Сибири?
Грандиозна и сурова природа Восточной Сибири. Тянущиеся на тысячи километров многоводные реки, бескрайняя тайга, горные массивы и плоскогорья, низменные равнины тундровой полосы - все это Восточная Сибирь.
2. Рельеф.
· Какие особенности рельефа Восточной Сибири видны по физической карте?
· Чем объясняются эти особенности?
3. Климат.
Выступление учащегося с небольшим докладом об особенностях климата Восточной Сибири, в котором обращается внимание на его суровость, особенно на территории Якутии. Не случайно среди жителей республики бытует поговорка: «Сто километров - не расстояние, 40 градусов - не мороз». Учащиеся, используя знания из курса географии материков и океанов, дополняют докладчика. В частности, им известно, что на территории Восточной Сибири находится полюс холода северного полушария, а также зафиксированы самые высокие перепады температуры в течение года.
· Почему именно в Оймяконе и Верхоянске, а не в более северных районах самый суровый климат и самый мощный слой вечной мерзлоты?
(По количеству осадков ( менее 200 мм в год ) Центральная Якутия может быть приравнена к зоне пустынь).
· Почему в таком случае в Центральной Якутии нет зоны пустынь, а напротив, произрастает тайга?
Учитель: прекрасно описал зимнюю Якутию один из ее исследователей Вацлав Серошевский: зима здесь «самый тихий, ясный, сухой и устойчивый из здешних климатических периодов. Резких перемен погоды зимой не случается. Стужа нарастает и падает плавными и крупными размахами. Ветры почти отсутствуют… Всюду царит нерушимая тишина, спокойствие, безмолвие… Даже свод неба кажется куполом, выточенным из льда. Он бледен, прозрачен и по целым неделям не видно на нем ни облачных пятен, ни туч…» [3].
· О каком атмосферном вихре идет речь в этом описании?
4. Внутренние воды.
Задание:
- показать по карте реки Восточной Сибири. К бассейну какого океана они относятся? Каков их тип питания?
- Природные зоны.
Вопрос учащимся:
какие природные зоны расположены на территории Восточной Сибири?
какая из них занимает наибольшую территорию?
Знакомство учащихся с помощью гербария с основными представителями растительного мира, рассказывая об уникальных свойствах некоторых из них. Названия растений записываются в тетрадь.
III. Работа с контурными картами.
1) Обозначить на к/к формы рельефа:
А) горы: Алтай, Саяны, Салаирский Кряж, Кузнецкий Алатау;
Б) котловыны: Кузнецкая, Мтнусинская, Тувинская;
В) хребты: Верхоянский, Чекрский, Хамар-Дабан, Яблоновый
2) Отметить крупные реки: Енисей, Ангара, Н. Тунгуска, Селенга, Витим, Оленек, Вилюй, Алдан, Индигирка, Яна,
3) Указать крупнейшие ГЭС: Красноярская, Саяно-Шушенская.
Вопрос учащимся
- в чем же заключается величие и суровость природы Восточной Сибири?
IV. Домашнее задание: параграф 37, вопросы,
Индивидуальные задания: подготовить небольшие рассказы:
- о тундрах и полуострове Таймыр;
- о природе Якутии;
- о Сибирской тайге;
- о Минусинской котловине;
- об Алтае;
- о реке Лене;
- о плато Путорана;
- объяснить образование траппов, наледей, «булгунняхи».