География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Цели: обобщить и систематизировать знания о взаимодействии природы и человека; познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей; сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей; развивать навыки работы с различными источниками географической информации.
Оборудование: карты России (физическая, климатическая, экологическая), картины (тундра, берег моря, тайга, горы, степь).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. Беседа
Ребята, в этом году мы уже познакомились с природными условиями и природными ресурсами на территории России. Без природы человек не может жить, он сам является частью природы.
— Вспомните, что природа дает человеку? (Пищу, одежду, жилище, позволяет насладиться красивыми ландшафтами.) (Учитель чертит на доске схему.)
— Что мы называем природными условиями? (Природные условия — это те свойства и особенности природы, которые непосредственно влияют на расселение, жизнь и здоровье людей.)
— А что такое природные ресурсы? (Это части, компоненты природы, которые человек использует или будет использовать в будущем в своей хозяйственной деятельности.)
2. Работа в группах
Класс делится на пять групп, каждая из которых получает задание описать образ жизни людей разных местностей: степняков, поморов, жителей тайги, жителей тундры, горцев.
План описания
1. Основное занятие населения.
2. Дополнительные занятия (промыслы, ремесла).
3. Где размещаются населенные пункты?
4. Из чего строят жилище?
5. Из чего изготавливают одежду?
6. Средства передвижения.
7. Что продают и покупают у жителей других регионов?
Делегат от каждой группы делает сообщение на 2 мин.
Группа 1. Степняки
Мы живем в природной зоне степей, где основная растительность — травы, почвы — черноземы, это самые плодородные почвы.
Местность степей открытая, чувствуется простор, много воздуха.
Наша характерная черта — коллективизм, т. к. раньше степи подвергались частым набегам кочевников, защищаться от них можно было, живя кучно, крупными селами. У нас в селе более 5 тыс. человек. Село расположено вдоль реки. Лето у нас засушливое, поэтому важно жить у воды.
До горизонта тянется плоская равнина, и нет ей конца и края. По степи можно долго скакать на коне, дороги прямые. В казачьих станицах лошадь всегда была самым главным помощником в хозяйстве. Сейчас почти вся степь распахана, и на полях выращивают пшеницу, подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу.
Жилище у нас в селе раньше строили из сырого кирпича — самана. Саман — это глина, смешанная с соломой. Месить ее надо ногами в яме, которую роют прямо во дворе. Саманные дома обмазывают глиной и белят. А сейчас строят большие дома из настоящего обожженного кирпича, они долговечнее и прочнее. Древесина у нас дорогая, привозная. Дом имеет небольшие окна, которые можно закрыть ставнями. Ставни — защита и от жарких лучей солнца, и от пыльных бурь, и от метелей зимой, и от недругов.
Группа 2. Поморы
Мы живем на берегу Белого моря. Зима у нас холодная, ветреная, зимние ночи длинные. Совсем недалеко от Белого моря находится Северный полярный круг. Зимой выпадает много снега. Лето прохладное, зато день летний длинный, а ночи короткие. У нас говорят: «Заря зарю догоняет».
Вокруг нас тайга, поэтому дома мы строим из бревен. Дома большие, с зимней и летней половинами. Окна дома смотрят и на юг, и на запад, и на восток. Зимой в дом должен попадать солнечный свет, ведь день такой короткий. Вот и «ловят» окна солнечные лучи. Окна дома находятся высоко над землей: во-первых, снега много, и чтобы снег не засыпал окна, надо поднимать их повыше, а, во-вторых, у дома высокий подпол есть, где холодной зимой домашний скот живет. Двор у нас крытый, иначе снег завалит за зиму.
Летом надо быстро провести сенокос, а то дожди пойдут, сено испортят. В лесу растут грибы, ягоды, водится пушной зверь, в лесных реках много рыбы. Раньше в реках водилось много двустворчатых моллюсков-жемчужниц. Внутри раковин росли жемчужины. Добытый жемчуг украшал одежду и кокошники женщин.
Мужчины готовят на зиму дрова, зимой пилят, строгают. Дома у нас украшены красивой резьбой по дереву. А еще зимой мужчины ремонтируют рыбацкие сети, весной смолят ладьи, готовятся в море выйти за рыбой. А женщины длинными зимними вечерами шерсть прядут, носки теплые вяжут, полушубки теплые шьют, хозяйство ведут.
Зимой на санях ездим, лошадей запрягаем, а летом — на телеге, а по реке да по морю — на лодках (ладьях).
Продаем мы меха, добытые на охоте, рыбу разную, древесину, жемчуг речной. А покупаем хлеб, овощи, фрукты, ткани (ситец, шелк).
Группа 3. Жители тайги
Мы живем в тайге. Деревня наша состоит из трех домов. Дома большие, рубленные из толстых бревен, двор под крышей. В доме — русская печь, которую топим дровами. Тепло печь сохраняет долго, поэтому в доме и зимою лютой тепло. Летом и дрова на зиму заготовить надо, и сено накосить и высушить. Корова — наша кормилица, молоко — важный продукт питания.
Мужчины — все охотники отличные, из ружья белке в глаз попасть могут. Охотятся и на лося, и на пушного зверя. Особенно ценится мех соболя — красивый и прочный. В реках много рыбы, особенно вкусен хариус. Он любит лесные чистые реки.
Дороги в лесу очень извилистые, обходят они чащобы, завалы, болота, лога. По прямой через лес идти еще длиннее будет — намучаешься по чащобам да буеракам лазать, а то и в болото угодить можно. У нас поговорки такие есть: «Только вороны прямо летают», «Лбом стену не прошибешь».
В тайге много грибов и ягод. Летом и осенью заготовишь их, а зимой можно пироги вкусные испечь с грибами да ягодами.
Женщины зимой прядут, вяжут, кружева плетут. Зимой отдыха больше, только весной, летом и осенью надо много работать. У нас говорят: «Летний день год кормит».
Группа 4. Жители тундры
Мы жители Чукотки. Вокруг нас тундра — мхи, лишайники, карликовые березки и ивы. Летом у нас полярный день — Солнце не заходит за горизонт. В тундре много разных ягод: морошка, голубика, клюква. На зиму ягоды заготавливаем. Грибов в тундре тоже много.
Живем мы в оленеводческом поселке. Родители кочуют по тундре со стадом оленей. Олень — это все для жителя тундры. Это и пища, и одежда, и обувь, и даже жилище теплое — чум.
В тундре можно охотиться на песца, у него пушистый и теплый мех. В реках много рыбы. А соседи наши, которые живут на берегу моря, морским промыслом на китов, моржей и тюленей занимаются и рыбу в море ловят. Летом у нас проблема — комары и мошки. Только ветер с океана спасает от гнуса.
Олени тоже страдают от укусов, поэтому летом стадо надо перегонять ближе к берегу моря, где ветер посильнее дует. А зимой на берегу очень холодно, стадо оленей от ветра подальше уводят в лесотундру. Оленям не надо на зиму корм готовить, они сами из-под снега его добывают. Только не могут они долго на одном пастбище пастись: съеденные мхи и лишайники 10—15 лет восстанавливаются. Выход один — кочевать.
Родители кочуют, а детям учиться надо, в школе заниматься. Вот и живем мы в интернате от каникул до каникул. В каникулы родителям помогаем за оленьим стадом смотреть.
Группа 5. Горцы
Мы живем в горах Кавказа. Селение наше — аул — находится на склоне горы. Дома по склону вверх «карабкаются» лесенкой. Дома называются сакли. Сакля — это строение с каменными стенами и плоской крышей. Такая крыша может использоваться как дворик, ведь земли удобной в горах мало.
Взрослые занимаются разными делами. Женщины хозяйство ведут: пищу готовят, одежду шьют, а мужчины овец пасут. Летом в горы отары овец перегоняют на субальпийские и альпийские луга, на сочные травы. А зимой овец гонят в долины. В долинах и зимой снега нет. А луга высокогорные зимой под снегом лежат.
В домах у нас две половины: женская и мужская. Женщины не обедают за одним столом с мужчинами.
По горам лучше всего верхом на коне скакать, но тропки иногда такие узкие, что и лошади трудно идти по ней. Много скал, обрывов. Воду мы из горной реки берем. Вода холодная, чистая, вкусная, потому что начинается с горного ледника.
Женщины пекут лепешки (лаваши) в круглых печах, зарытых в землю. У мужчин на голову надета папаха из шкуры овцы, а из одежды — черкеска, рубаха, обувь — сапоги. Все мужчины носят на поясе кинжалы. Ночью в горах бывает холодно, особенно зимой, поэтому мужчины накидывают теплую верхнюю одежду — бурку.
3. Рассказ учителя с элементами беседы
— Подумайте, как изменялась степень влияния природных условий от первобытного человека к современному человеку. (1. Собирательство → земледелие → расширение пашни → орошение, осушение, удобрение. 2. От холода звериные шкуры → одежда → жилище → обогреваемое жилище.)
— Человечество освоило сначала часть планеты. Какие природные условия были в начале освоения Земли? (Теплый климат, вода, равнины — благоприятные условия.) .
Французский ученый Элизе Реклю писал о том, что далеко не вся суша благоприятна для жизни человека. Он отметил, что благоприятные условия — это климат со средней годовой температурой воздуха выше —2 °С и абсолютными высотами местности не выше 2000 м. Средняя годовая температура России —5,5 °С. Россия — самая холодная страна. Только 1/3 часть площади страны имеет благоприятные условия.
— Определите по рисунку учебника (по Р.: рис. 108 на с. 266; по Б.: рис. 136, 137 на с. 245—246), где в России находятся благоприятные районы.
— В каком районе вы живете?
— Какие условия можно считать благоприятными? (Температура зимы не ниже — 15 °С, летом не выше +25 °С, влажность 40—60%, достаточное количество влаги, отсутствие болот, гнуса.)
Человек приспосабливается к условиям жизни. Но в условиях севера, где живет 10 млн. человек (из 12,5 млн. человек мировых северян), людям приходится тратить много сил на преодоление трудностей. На севере необходимо больше топлива, больше расход стройматериалов (более толстые стены домов), нужна более теплая, дорогая одежда, более калорийная пища.
— Почему же люди живут в трудных, часто экстремальных, опасных для жизни и здоровья природных условиях севера? (Север богат природными ресурсами.)
— Почему добыча нефти обходится нам дороже, чем в странах Персидского залива, более дорогой уголь и другие ресурсы? (Добыча полезных ископаемых производится у нас в трудных природных условиях, отсюда большие затраты на жилище, одежду, пишу, особую технику.)
Природные условия влияют на здоровье людей. Медицинская география — занимается изучением природных условий и их влиянием на здоровье человека, а также оценкой качества окружающей среды и разработкой путей ее улучшения.
(На доске — схема воздействия атмосферных загрязнений на организм человека.)
Домашнее задание
1. По Р.: § 46.
По Б.: § 44 (до с. 247).
2. Подготовить сообщения:
1) о наводнениях, их географии и последствиях;
2) о землетрясениях;
3) об ураганах;
4) о мерах защиты от стихийных явлений.