География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Обобщающий урок по теме «Климат» - КЛИМАТ
Цели: определить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов, главных особенностей климата России, климатообразующих факторов; показать закономерности распределения основных элементов климата; развивать умение работать с климатической картой, климатограммой.
Оборудование: физическая карта России, климатические карты, климатограмма.
Ход урока
ВАРИАНТ 1
I. Организационный момент
II. Самостоятельная работа
Уровень A
1. Какие горы мешают прохождению западных морских воздушных масс?
а) Кавказские;
б) Уральские;
в) Сихотэ-Алинь;
г) Бырранга.
2. Какое место в России самое холодное?
а) остров Рудольфа;
б) Кольский полуостров;
в) город Оймякон;
г) полуостров Таймыр.
3. Где летом наблюдаются самые высокие температуры?
а) на Прикаспийской низменности;
б) на юге Приморья;
в) на Северном Кавказе;
г) на юге Урала.
4. В районе каких климатических поясов распределена Россия?
а) арктического;
б) субарктического;
в) умеренного;
г) субтропического;
д) тропического.
5. Для каких регионов страны характерна в основном ясная погода с сухим воздухом?
а) для центральной части России;
б) для южной части Восточно-Европейской равнины;
в) для Западной Сибири;
г) для Восточной Сибири.
Уровень В
1. Какие географические факторы влияют на климат?
2. Найдите соответствие. Какие воздушные массы господствуют в умеренных широтах на территории России?
1) в европейской части России;
2) в азиатской части России.
а) арктические;
б) западные;
в) тропические;
г) континентальные.
3. По описанию определите тип фронта:
Тяжелый воздух вытесняет более легкий вверх, в результате конденсации образуются кучевые и слоистые облака. Выпадают ливневые осадки, нередко сопровождаемые грозами, сильными ветрами. После прохождения устанавливается ясная погода.
4. По описанию определите тип климата и природную зону, в которой он находится.
Зима продолжительна и сурова. Лето холодное и короткое. Часто стоит циклональная погода: сильные ветры, большая облачность, небольшие осадки. Годовое количество осадков составляет 300—600 мм. Из-за маленького испарения увлажнение более 1, поэтому территория сильно заболочена.
1) арктический; а) арктические пустыни;
2) субарктический; б) тундра;
3) умеренно континентальный. в) лесотундра;
г) северная тайга;
д) тайга.
Уровень С
1. Как проходят изотермы января и июля по Восточно-Европейской равнине? С чем это направление связано?
2. Влияет ли рельеф на климат и как именно?
3. Объясните, почему зимние температуры в Астрахани почти такие же, как в Санкт-Петербурге, хотя Астрахань лежит на 1300 км южнее Санкт-Петербурга.
4. В каком городе Северного полушария находится полюс холода? Почему именно здесь?
5. Укажите, в каких из городов (Вологда, Иркутск, Москва, Мурманск, Новороссийск, Тобольск, Элиста, Ярославль) на климатические колебания влияют не только зональные воздушные потоки, но и местная циркуляция атмосферы. Объясните причину этих явлений.
Домашнее задание
По Р.: вопросы на с. 108—109.
По Б.: вопросы нас. 71.
ВАРИАНТ 2
I. Организационный момент
II. Игра «Гонение по кругу»
Заранее готовится группа консультантов (пять учащихся).
Класс делится на группы (шесть групп по четыре-пять человек). Каждая группа получает карточку с порядком прохождения маршрута и с фамилиями учащихся.
Группа |
Понятия |
Работа с климатической картой |
Работа с климатограммой |
Вопросы разного уровня |
Тест |
Итог |
1 2 3 4 5 |
Первая группа начинает работу с первого этапа «Понятия», вторая — со второго этапа и т. д.
Учитель регулирует переход групп от этапа к этапу. Каждый ученик получает вопрос, задание и отвечает консультанту. Консультант оценивает ответ и выставляет оценку в карточку в графу своего этапа работы. Каждый ученик проходит вместе с группой по всем этапам. Работа группы на одном этапе длится 5—6 мин. Учитель подает сигнал об окончании работы на этапе и переходе на следующий этап.
Итог работы на уроке подводит учитель, получив карточку группы с оценками учеников и замечаниями консультантов. Если ученик не согласен с оценкой консультанта, то он отвечает учителю и учитель исправляет или оставляет спорную оценку. Итоговая оценка — средняя из пяти оценок, полученных на уроке.
Этап 1. Понятия
Карточка 1. Циклон, агроклиматические ресурсы, засуха.
Карточка 2. Антициклон, коэффициент увлажнения, гололед.
Карточка 3. Суммарная радиация, атмосферный фронт, заморозки.
Карточка 4. Полюс холода, трансформация, пыльные бури.
Карточка 5. Теплый фронт, изотерма, синоптическая карта.
Этап 2. Работа с климатической картой
Карточка 1. Определите среднюю температуру января в Подмосковье.
Карточка 2. Определите коэффициент увлажнения на полуострове Ямал.
Карточка 3. Определите среднюю температуру июля в районе Якутска.
Карточка 4. Определите амплитуду температур в районе города Оймякона.
Карточка 5. Определите количество осадков на острове Сахалин и в Прикаспийской низменности.
Этап 3. Работа с климатограммой
Определение типа климата по климатограмме или по данным температур, осадков и режима выпадения осадков.
Этап 4. Вопросы разного уровня
— Какое значение для жизни и деятельности человека имеет климат (положительное и отрицательное)?
— Какие климатические явления наиболее неблагоприятны для работы транспорта? (Гололед, туман, метель.)
— Почему в городе снег тает быстрее, чем в отдаленных от города районах? (Снег в городе грязный, темный, поглощает солнечные лучи.)
— Почему в Сибири очень холодные зимы? (Антициклональная погода.)
— Почему самое холодное место не на самой северной точке России? (В городе Оймяконе инверсионная температура.)
— Какие климатические условия установились бы в средней полосе Русской равнины, если бы вдоль побережья Северных морей располагались горы? (Отсутствие заморозков, т. к. АВМ не проникали бы на юг.)
Этап 5. Тест
1. Какой океан оказывает основное влияние на климат России?
а) Северный Ледовитый;
б) Атлантический;
в) Тихий;
г) Индийский.
2. Самое холодное место в России:
а) остров Рудольфа;
б) город Оймякон;
в) Кольский полуостров;
г) полуостров Таймыр.
3. Количество воды, которое может испариться при данной температуре:
а) испарение;
б) испаряемость;
в) коэффициент увлажнения;
г) туман.
4. Где летом наблюдаются самые высокие температуры воздуха?
а) в Прикаспийской низменности;
б) на юге Приморья (район Владивостока);
в) на Северном Кавказе;
г) на юге Урала.
5. В каких климатических поясах расположена Россия?
а) в арктическом;
б) в умеренном;
в) в субтропическом;
г) в тропическом;
д) в субарктическом.
Ответы: 1 — б; 2 — б; 3 — б; 4 — а; 5 — а, б, д.
Домашнее задание
Один пункт по выбору:
1. Составить 10 вопросов по теме «Климат» (указать ответы на вопросы). Наиболее ценятся вопросы, в которых выявляются причинно-следственные связи.
2. Составить кроссворд «Климат».
Дополнительный материал
Кроссворд «Климат»
По горизонтали: 1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре. 2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре. 5. Состояние тропосферы в данном месте в данное время. 8. Изменение свойств воздушных масс при перемещении. 9. Линия, соединяющая точки с равными средними температурами. 12. Длительная сухая погода при повышенной температуре воздуха. 13. Атмосферные осадки в твердом виде, приводящие к гибели сельскохозяйственных культур. 14. Полюс холода России.
По вертикали: 1. Разница между самой высокой и самой низкой температурами воздуха. 3. Максимально возможное испарение. 4. Совокупность погод, повторяющихся в данной местности из года в год. 6. Тип климата Западной Сибири. 7. Знаменитый русский климатолог. 9. Явление повышения температуры воздуха с высотой. 10. Ветер, меняющий направление два раза в год. 11. Понижение температуры воздуха ниже 0 °С весной и осенью.
Ответы
По горизонтали: 1. Антициклон. 2. Циклон. 5. Погода. 8. Трансформация. 9. Изотерма. 12. Засуха. 13. Град. 14. Оймякон.
По вертикали: 1. Амплитуда. 3. Испаряемость. 4. Климат. 6. Континентальный. 7. Воейков. 9. Инверсия. 10. Муссон. 11. Заморозок.