КАК ОСВАИВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ - ВВЕДЕНИЕ

География России - Природа 8 класс

КАК ОСВАИВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ - ВВЕДЕНИЕ

Задачи: познакомить учащихся с географическими исследованиями и открытиями на территории России; научить характеризовать этапы освоения территории России.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Россия на карте часовых поясов».

Возможные варианты проверки:

1. Письменная проверочная работа.

Вариант 1

1) Определите поясное время Омска, если в Смоленске 15 часов.

2) Город М. расположен в X часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город К., если разница во времени между ними 4 часа?

3) Что такое декретное время? С какой целью оно введено?

Ответы:

1) 18 часов.

2) В VI часовом поясе.


Вариант 2

1) Определите поясное время Петропавловска-Камчатского, если в Волгограде 13 часов.

2) Город JI. находится во II часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город Т., если разница во времени между ними 6 часов?

3) Что такое местное время?

Ответы:

1) 22 часа.

2) В VIII часовом поясе.


Вариант 3

1) Определите поясное время Владивостока, если в Петропавловске-Камчатском полночь.

2) Город Н. находится в V часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город J1., если разница во времени между ними 3 часа?

3) Как проводятся границы часовых поясов, что при этом учитывается?

Ответы:

1) 22 часа.

2) Во II или в VIII часовых поясах.

2. Фронтальная беседа по вопросам закрепления знаний предыдущего урока или по вопросам и заданиям, которые приведены в § 3 на с. 23 учебника.


II. Получение новых знаний.

1. Опираясь на текст учебника (§ 4), учащиеся совместно с учителем составляют систематизирующую таблицу «Этапы освоения территории России». В конечном виде она может иметь вид:


Этап

Освоенная территория

Известные географические объекты

XI-XV вв.

Путешествия новгородцев и поморов: весь Европейский Север - от Кольского полуострова до бассейна Печоры, частично Зауралье

Студёное море (Северный Ледовитый океан), Мурманский берег, Терский берег, Корельский берег, страна Коми, реки Печора и Вычегда

XV-XVI вв.

Походы московских воевод в Западную Сибирь: самая высокая часть Урала, истинное направление Уральских гор (с севера на юг), Иртыш, низовья Оби. Походы поморов: Карское море, устья Оби и Таза, основание Мангазеи, доплыли до Новой Земли и Шпицбергена. Походы казаков на восток: Западная Сибирь, Иртыш, Южная Сибирь

Сибирь, Уральские горы, Иртыш, Обь.

Проливы Югорский Шар, Карские Ворота, Карское море, Обь, Таз, Мангазея, Новая Земля, Шпицберген

Конец XVI - начало XVII в.

Экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток: реки Лена, Хатанга, Колыма и др., все южное побережье моря Лаптевых, озеро Байкал, остров Ольхой на Байкале, основание Иркутска. Экспедиция И. Москвитина: тихоокеанское побережье Азии, Охотское море, бассейн Лены, Амур.

Экспедиция С. Дежнева: от устья Колымы через Берингов пролив в Тихий океан

Лена, Хатанга, Колыма, море Лаптевых, оз. Байкал, о-в Ольхон, Иркутск.

Охотское море, Лена, Амур

Середина XVII-XV вв .

Экспедиция В. Атласова: Камчатка.

Первая и Вторая Камчатские экспедиции под руководством В. Беринга: открытие пролива между Азией и Америкой, исследовано побережье Камчатки, Командорские острова.

Великая Северная экспедиция: материковое побережье Карского моря и моря Лаптевых, очертания полуостровов Таймыр и Ямал, нижнее течение всех крупных рек бассейна Северного Ледовитого океана к востоку от Печоры до Колымы.

Арктические экспедиции: Новосибирские острова, новая Земля, Алеутские острова, Аляска

Камчатка.

Командорские острова, Берингов пролив.

Море Лаптевых, полуострова Таймыр, Ямал.

Новосибирские острова, Новая Земля, Алеутские острова, Аляска

XIX-XX вв.

Экспедиция Н. Пржевальского: Уссурийский край. Арктические экспедиции: Северная Земля, остров Жохова, острова Арктического Института и др.

Остров Жохова, Северная Земля: острова Октябрьской Революции, Пионер, Комсомолец, Большевик, острова Арктического Института и др.


При заполнении таблицы можно использовать дополнительные материалы, которые могут помочь учащимся и вызвать у них интерес к истории географических открытий на территории России. Желательно выслушать учащихся, подготовивших сообщения по этой теме (домашнее задание урока 1).


III. Закрепление материала.

Закрепить и расширить полученные знания учащиеся могут в процессе выполнения следующих заданий:

1) Какие русские города были заложены в Сибири и когда это произошло?

2) По карте установите, кто из русских землепроходцев исследовал побережье Северного Ледовитого океана?

3) По карте установите, кто изучал побережье Тихого океана?

4) Когда начались и с чем были связаны походы русских в Сибирь?

5) Изучите пути продвижения Семена Дежнёва, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова. Какова их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока.

6) Опишите экспедиции русских исследователей Северной Америки и Алеутских островов.

7) Кто изучал внутренние части Сибири в XVIII- XIX вв?


IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 4, используя карту в атласе «Географические исследования в XVIII - начале XX века» (с. 34-36), опишите «Русскую полярную экспедицию» под руководством Э. Толя.






Для любых предложений по сайту: [email protected]