География России - Природа 8 класс
ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Задачи: сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения; показать проблемы освоения территорий с экстремальными условиями жизни; углубить знания о стихийных природных явлениях.
Ход урока
Изучение раздела дает возможность систематизировать и обобщить знания учащихся о рациональном использовании природных условий и ресурсов, о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека, сформировать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, показать роль науки в организации рационального природопользования, сделать вывод об ответственности каждого за состояние окружающей среды.
Особенности содержания раздела, его место в курсе и образовательно-воспитательное значение определяют необходимость использования анализа и синтеза знаний, обобщения, четкой формулировки выводов.
I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Урок вполне можно провести традиционно. При подготовке учителю следует учесть, что почти все понятия по данной теме учащимся известны, они легко анализируют, сравнивают и обсуждают географическую информацию. Кроме того, из жизненного опыта они знают о влиянии окружающей среды на жизнь и здоровье человека.
Учитель организует дискуссию по вопросу: «С течением исторического времени и совершенствованием орудий труда прямая зависимость человека от природы уменьшалась; настанет ли такое время, когда человечество вообще перестанет зависеть от природы?»
Естественным будет вывод о неразрывной связи человека и природы
II. Получение новых знаний.
Учитель. Человек - часть природы и вне природы (без воздуха, пищи, воды) жить не может. На здоровье человека оказывает влияние множество природных факторов: погода, климат, температура и влажность воздуха, атмосферное давление, близость или удаленность от крупных водоемов, лесных массивов, состояние ландшафтов, качество питьевой воды, санитарное состояние почв, на которых вырастают употребляемые в пищу овощи и фрукты.
Вспомните, в каких районах нашей страны проживает наибольшее число долгожителей. Подумайте, чем это объясняется.
Известны оздоровительные свойства солнечных лучей, водных ландшафтов, красивых пейзажей, минеральных подземных вод, морских побережий, исцеляющих грязей, чистого сухого теплого воздуха.
Вопросы и задания:
Назовите известные вам курортные зоны в России, объясните их размещение. Какие же природные условия наиболее благоприятны для человека? По рис. 82 на с. 255 учебника определите расположение районов с благоприятными условиями для жизни людей.
Вместе с тем в определенных районах жизнь человека затруднена из-за неблагоприятных природных условий: низких или высоких температур, сильных ветров, наличия животных и насекомых - переносчиков опасных для человека болезней.
Вновь по рис. 82 скажите, где в России условия малоблагоприятные и неблагоприятные.
Вопросы взаимосвязи природных условий и здоровья человека рассматривает медицинская география, специалисты которой создают медико-географические карты и дают оценку отдельных компонентов, природно-территориальных комплексов, определяют географическое распространение болезней человека.
Далее рассматривается вопрос освоения территорий с экстремальными условиями жизни.
Современное освоение новых территорий приводит к тому, что все большее число людей живет и трудится в очень суровых, неблагоприятных условиях - на Крайнем Севере, в высокогорьях, пустынях, даже на морских платформах. Организм человека постепенно адаптируется, приспосабливается к суровому климату. Однако через некоторое время в организме человека накапливается усталость, снижается иммунитет, и он чаще болеет. Поэтому редко кто может длительное время жить и работать в экстремальных условиях.
Коренные жители пустынь и тундры приспосабливались к этим условиям в течение длительного времени. В их организме произошли изменения, помогающие переносить экстремальные условия. Взаимосвязь природной среды и здоровья человека изучает также ландшафтная география.
Учащиеся выписывают в тетрадь определение термина «экстремальные условия» (с. 256 учебника). Учитель организует анализ рис. 83 на с. 256 учебника:
• Как происходит возрастание дискомфортности погоды из-за воздействия холода на территории России?
• Какие районы наиболее благоприятны в отношении этого фактора?
• Где условия наиболее неблагоприятные?
• Как происходит возрастание дискомфортности погоды из-за воздействия ветра?
• Назовите районы - самые комфортные в отношении этого фактора.
• Охарактеризуйте степень дискомфорта в холодный период года на Восточно-Европейской равнине, полуострове Камчатка, территории Волгоградской области.
В последние десятилетия в связи с бурным ростом городов и развитием производства человек сам себе создает экстремальные условия жизни, загрязняя окружающую среду радионуклеидами, газовыми и дымовыми выбросами, тяжелыми химическими веществами и т. д., что наносит существенный урон его здоровью.
Следующим этапом урока является рассмотрение стихийных природных явлений и их причин. Определение термина (с. 258 учебника) учащиеся выписывают в тетрадь. Анализируя схему на рис. 86 (с. 258), указывают, какие причины вызывают то или иное стихийное бедствие. Учащиеся уже знакомы с этим вопросом, поэтому могут много рассказать о последствиях стихийных явлений, их географии и мерах борьбы. Учитель только обобщает ответы и направляет беседу в нужное русло.
Стихийные природные явления опасны для человека, для природы они - естественный ход событий. Страшные по своим последствиям для человека, стихийные явления в природе означают лишь определенный, неизбежный этап развития природных процессов. Что же это за стихийные бедствия? Землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения, засухи, ураганы, смерчи. А сколько горя и ущерба людям приносят неожиданные сели, оползни, обвалы, снежные лавины?! Суховеи, засухи, заморозки весной и ранней осенью, пыльные бури могут за считанные часы уничтожить труды земледельцев и их надежды на урожай. Особенно опасно сочетание нескольких стихийных явлений: катастрофические ливни и снегопады вызывают сели и сход снежных лавин, землетрясения - цунами, засуха - лесные пожары.
Мы уже знаем, что все стихийные природные явления тщательно изучаются геологами, геоморфологами, гидрологами, лавинщиками, селевиками, метеорологами и другими специалистами. Во всех местах, подверженных опасным природным явлениям, ведутся наземные наблюдения. Огромный вклад вносят дистанционные, т. е. аэрокосмические, методы. Они оперативно собирают данные о состоянии льдов, снегов в горах, рек на обширных равнинах, о формирующихся ураганах и другую информацию. Мы уже знаем о мерах по защите от селей, о сейсмостойком строительстве, о способах предупреждения оползней и т. д. От некоторых явлений пока трудно защититься полностью. Поэтому их надо тщательно изучать, чтобы находить новые способы защиты. Для защиты населения страны от стихийных и антропогенных бедствий создано специальное Министерство по чрезвычайным ситуациям.
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 44, заполнить таблицу на с. 260 учебника.