География России - Природа 8 класс
ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ПРИРОДНЫЕ УНИКУМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ - ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ
Задачи: изучить размещение природных комплексов на Дальнем Востоке; сформировать знания о своеобразии природных условий различных регионов Дальнего Востока; совершенствовать умения объяснять это своеобразие при решении познавательных задач.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Дальний Восток: край контрастов».
Проверку уровня усвоения знаний и умений целесообразно провести в уплотненной форме. Фактологические знания можно проверить фронтально в виде небольшого теста по вариантам.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1) Установите соответствие: Возраст складчатости а) мезозойский; б) тихоокеанский. Территория 1) Хребет Сихотэ-Алинь; 2) Полуостров Камчатка; 3) Курильские острова; 2) Земную кору Дальнего Востока формируют: а) области мезозойской и тихоокеанской складчатости; б) область тихоокеанской складчатости и древняя платформа; в) древняя платформа и область мезозойской складчатости. 3) Территория Дальнего Востока омывается: а) Тихим океаном; б) Тихим и Северным Ледовитым океаном. 4) Гейзеры располагаются: а) на камчатке; б) на камчатке и Сахалине; в) на Камчатке, Сахалине и Приморье. 5) Изотермы на территории Дальнего Востока простираются меридианально: а) зимой; б) летом; в) круглый год. 6) Летом в Приморье основное направление движения воздушных масс: а) с моря на сушу; б) с суши на море; в) по морю вдоль суши 7) Больше всего осадков выпадает: а) на севере; б) на Камчатке |
1) Установите соответствие: Возраст складчатости а) мезозойский; б) тихоокеанский. Территория 1) остров Сахалин; 2) хребет Джугджур; 3) Корякское нагорье. 2) Земную кору Дальнего Востока формирует: а) древняя платформа и область мезозойской складчатоети; б) область тихоокеанской складчатости и древняя платформа; в) области мезозойской и тихоокеанской складчатости. 3) Большая контрастность природы Дальнего Востока предопределена большой протяженностью территории: а) с севера на юг; б) с запада на восток. 4) Действующие вулканы располагаются: а) на Курильских островах; б) на Курильских островах и Камчатке; в) на Курильских островах, Камчатке и Сахалине. 5) Зимой в Приморье основное направление движения воздушных масс: а) с моря на сушу; б) с суши на море; в) по морю вдоль суши. 6) На юге Дальнего Востока реки имеют: а) снеговое питание и летнее половодье; б) дождевое питание и летнее половодье; в) дождевое питание и весеннее половодье 7) На территории Дальнего Востока имеются природные ресурсы: а) лесные и рыбные; б) лесные, рыбные и минеральные |
Ответы:
I вариант - 1 - 1 а, 2 б, в; 2 - а; 3 - б; 4 - а; 5 - в; 6 - а; 7 - б.
II вариант - 1 - 1 б, в; 2 а; 2 - в; 3 - а; 4 - б; 5 - б; 6 - б; 7 - б.
2. Цифровой диктант для проверки основных терминов.
I вариант |
Термин |
II вариант |
1 |
Цунами |
13 |
2 |
Эпицентр |
12 |
3 |
Муссон |
11 |
4 |
Плато |
10 |
5 |
Вулкан |
9 |
6 |
Гейзер |
8 |
7 |
Геосинклиналь |
7 |
8 |
Сейсмограф |
6 |
9 |
Желоб |
5 |
10 |
Интрузия |
4 |
11 |
Половодье |
3 |
12 |
Тайфун |
2 |
13 |
Тектоника |
1 |
Определения можно зачитывать в следующей последовательности:
1) Области земной коры, отличающиеся большой подвижностью.
2) Тропический циклон, образующийся в морях у берегов Восточной Азии, вызывает ливневые дожди.
3) Глубоководная впадина в океанах.
4) Внедрение магмы в толщу горных пород земной коры.
5) Прибор, записывающий колебания земной коры при землетрясениях.
6) Гигантские волны, возникающие при землетрясении на дне моря.
7) Ежегодно повторяющийся сезонный высокий и длительный подъем уровня воды, сопровождающийся затоплением поймы реки.
8) Ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.
9) Конусообразная гора с углублением на вершине.
10) Наука, изучающая строение и движение земной коры.
11) Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов.
12) Место на земной поверхности над расположенным в недрах Земли очагом землетрясения.
13) Плоская возвышенность с хорошо выраженными крутыми склонами.
Ответы:
I вариант - 7, 12, 9, 10, 8, 1, 11, 3, 5, 13, 6, 2, 4.
II вариант - 7, 2, 5, 4, 6, 13, 3, 11, 9, 1, 8, 12, 10.
II. Получение новых знаний.
Этот блок урока начинается с восстановления в памяти учащихся общего понятия о природно-территориальном комплексе. Учитель организует работу по анализу почвенной карты и карты растительности.
Вопросы:
1) Что такое природный комплекс?
2) Какими общими признаками характеризуется каждый природный комплекс поверхности Земли?
3) Что лежит в основе выделения ПТК?
4) В каких природных зонах располагается территория Дальнего Востока?
5) Какие природные зоны занимают Приморье, Сахалин, Камчатку?
6) По почвенной карте определите типы почв в Приморье.
Обычно учащиеся правильно отвечают на эти вопросы, и учителю необходимо только подчеркнуть, что каждый природный комплекс характеризуется не только общими признаками, но и своеобразием, неповторимостью, индивидуальностью природных условий.
Учащимся на прошлом уроке были даны опережающие задания. И сейчас они рассказывают, используя наглядность, о суровости и красоте природы Чукотского и Корякского нагорий, Камчатке, Сахалине, Приамурье, островах Тихого океана. Обычно с подбором материала не возникает проблем, однако учитель может предложить и такие отрывки.
Вулканы на Камчатке
«Ключевская Сопка - самый высокий вулкан Камчатки: 4750 м над уровнем моря. Но он не единственный на полуострове Камчатка, их много.
Вулканы дымятся, а время от времени изливают лаву. Для каждого вулкана настает час, когда под раскаты подземного гула высоко в небо поднимается черный столб, освещаемый снизу, из кратера, багровым пламенем; потом начинают сверкать стрелы молний, обрушиваться на землю дождь из пепла, град раскаленных каменных бомб, и огненные реки изливаются из жерла вулкана, пенясь и шипя, источая сильный запах серы.
Осенью 1966 г. проснулась и начала буйствовать Ключевская Сопка. В последние годы продвинулось изучение этого вулкана. В Петропавловске-Камчатском создан институт вулканологии. В лесопромышленном поселке Ключи, недалеко от Ключевской Сопки, работает вулканологическая станция.
Построена также вулканно-физическая станция у подножия другого вулкана - Авачинской Сопки. Это первая научная станция, расположенная на действующем вулкане. Альпинисты и вулканологи не только взбираются на вершины вулкана, но и спускаются в кратер».
(По Н. Михайлову.)
В кратере Ключевской Сопки
«Мы приближались к кратеру... Из него еще недавно вырывались расплавленные породы... Мы знали, что сейчас кратер не действовал, но все же это было хоть и закрытое, но отверстие, сообщавшееся с раскаленными слоями земли. И кто знает, насколько прочной была его «пробка»!..
Мы осторожно спустились. Надо ли говорить, что мы чувствуем себя героями...
Я села на большую круглую бомбу. Глубокую тишину нарушало только легкое шипение горячих струй. Я смотрела на окружающие меня камни и думала о том, как здесь, в краю огнедышащих гор, изменяются привычные представления о многих предметах. Вот вокруг меня камни. Они различаются по цвету, прочности, составу. Но всех их объединяет одно: они очень молоды. Мы привыкли к тому, что камни, с которыми мы встречаемся каждый день, будь то красивые камешки на берегу моря или грубые обломки на дорогах, нависающие скалы в обрывах на берегу реки или, наконец, высокие горы, все они имеют многомиллионный возраст.
Камни, которые окружали меня, только что появились на свет. Это новорожденные камни. Некоторым из них, возможно, всего 2-3 года. А до того времени они были не камнями, а огненным расплавом, магмой с температурой в несколько тысяч градусов. Магма вылилась на поверхность земли и получила другое имя: лава. Лава тоже вначале была жидкой, раскаленной. Трудно представить себе, что еще совсем недавно дно кратера, по которому мы так смело ходим, было гигантским котлом, в котором кипела и бурлила ослепительно яркая жидкость - расплав камней. Еще совсем недавно лава, кипя, переливалась через край кратера, и эти теперь холодные, влажные от росы камни текли бурным потоком, разбрасывающим вокруг сверкающие брызги».
(По Г. Ганейзер.)
Извержение вулкана Шивелуч
«С древнейших времен местные жители разделяли камчатские вулканы на «горы дымящиеся» и «горы огнедышащие». Шивелуч считался «горой дымящейся», слабо действующей, только временами шевелящейся. Отсюда, видимо, и название Шивелуч (Шивелуч). За последние два столетия отмечено всего 6 его извержений. За это же время Ключевская Сопка извергалась 20 раз, Авачинская - 15.
Между тем Шивелуч, как об этом свидетельствует летопись Земли, один из старейших вулканов полуострова. Ему более 5 тыс. лет...
В начале февраля, в ясный, морозный полдень, из дымящегося кратера вулкана Шивелуч поднялся огненно-красный столб пепла. Ветром его относило на запад. Осыпаясь, остывший пепел покрыл толстым слоем снег в распадках, совершенно преобразил тайгу, сделав деревья тускло-серыми. Жители камчадальского селения Камаки сообщили о случившемся на вулканологическую станцию...
Тем временем деятельность вулкана усилилась. С каждым часом столб пепла, выдуваемый из кратера, становился все гуще, и ветром его уже не относило в сторону. Пепел распространялся по небу клубящимся облаком и осыпался сухим, звенящим дождем.
Ученые, извещённые гонцами, прибыли на место извержения...
Только к вечеру удалось достигнуть кратера. Несмотря на раскаленный воздух, на высоте 2000 м лежал снег, и на склонах сопки было очень холодно... взрывы и сотрясения почвы следовали с нарастающей силой. К счастью, вулканические бомбы падали в стороне от палатки ученых. Горячая туча из пепла и обломков камней вдруг выдулась из картера и покатилась по склону. Но внезапно она поднялась вверх, обнажив на куполе огненно-красную лаву...
Горячий пепел, забираясь под маску, слепил глаза, обжигал лицо. Стало нестерпимо душно. Насыщенный ядовитыми газами воздух перехватывал дыхание. Начался огненный камнепад. Раскаленные обломки, как шрапнель, стучали по камню, за которым сидели ученые.
Непрерывно в течение суток вулканологи наблюдали за температурой купола и сухого потока, изучали состав лавы, пеплов и возгонов, определяли динамику извержения Шивелуча.
Через несколько лет на гребне вулкана установили постоянную наблюдательную базу».
(По С. Бытовому.)
Подземная котельная планеты
«Зимний морозный день. Безветренный и солнечный - счастливое сочетание в этих краях. В село Паратунку, что расположено в 50 км от Петропавловска-Камчатского, направляются в такие дни десятки лыжников. Одна за другой остаются позади запорошенные снегом сопки - и вдруг... покрытая нежной зеленью долина. Стоп, лыжники! Здесь кончается зима. Над небольшим озерком клубится пар, плещутся в его воде купальщики. Теплынь. В лыжных костюмах, пожалуй, даже жарко, хотя от созерцания снега, который лежит плотным слоем всего в нескольких сотнях метров, невольно бегут по телу мурашки. Но вот сброшена одежда, и лыжники прыгают в дышащее паром озеро. Хорошо! Солнце светит вовсю. Искрится под его лучами снег, и еще настойчивее тянется ввысь нежная зелень, покрывающая берег озера.
Фантастично? Пожалуй. Но только для тех, кому не случалось побывать на Камчатке, в этом краю, богатом чудесами природы».
(По Л. Шевченко.)
У камчатских гейзеров
«Здесь все пропитано запахом серы. Склоны Долины гейзеров горячи, их покрывают диковинные цветы из кристаллической серы, белесые узоры из нашатыря, розы тончайшей работы. Возле гейзеров склоны покрыты гейзеритом - кремнистыми отложениями солей минерализованной воды. Это отложения то жемчужного, то коричневого, то ярко-оранжевого оттенков. В долине множество теплых, горячих и кипящих озерков и просто лужиц самого разного цвета (от небесно-голубого и бирюзового до кирпично-красного). В зарослях шеломайника фыркают и плюются грязевые котлы, а на склонах с источниками каждый сантиметр попыхивает, булькает крошечными горячими фонтанчиками - живет своей напряженной жизнью, напоминающей о далеком прошлом нашей Земли. Гудит под ногами почва, на самых горячих участках растет предательски зеленая травка. Не ступайте на нее - обожжетесь!
Особенно хороша долина в предвечерние часы, когда воздух становится прохладнее и вся она курится множеством столбов, струй и струек пара. Громадные, фантастически зловещие клубы его медленно поднимаются над гейзерами, застилают солнце и борта долины. Мощная струя горячей воды в первые 30 секунд извержения Великана, одного из самых крупных гейзеров, бьет на 30- 35 м вверх, а столб пара достигает высоты 300-400 м.
В долине 20 крупных гейзеров. У них любопытные имена, данные за свойства характера или за цвет гейзерита: Первенец, Сосед, Сахарный, Непостоянный, Большая Печка, Фонтан, Плачущий... Никто не может сказать, сколько лет живут гейзеры. Но, несомненно, они могут рождаться и умирать».
(По разным источникам.)
В заключительной части урока для активизации познавательного интереса учащихся, развития их мышления и формирования умений самостоятельно объяснять природные явления учитель предлагает задание.
• Командорские острова расположены на широте Москвы. Однако если в Подмосковье - зона смешанных лесов, то на островах - лесотундра. Объясните суровость природных условий на Командорских островах.
Если учащиеся затрудняются объяснить, то учитель обучает их приемам логического подхода:
1) выделить главный природный фактор, под влиянием которого формируются условия природных зон на равнинах (климат);
2) определить, используя карты, особенности климатических условий на островах в сравнении с климатом Подмосковья и факторы, объясняющие эти климатические особенности на островах (климат Командор формируется под влиянием холодного Камчатского течения и холодных воздушных масс с Берингова моря, Тихого океана и Северо-Восточной Сибири, поэтому климат островов более холодный и суровый, чем в Подмосковье);
3) выявить причины низких летних температур на островах; известно, что растительность развивается летом, поэтому важно объяснить, почему летом над островами морской умеренный воздух с Тихого океана очень прохладный и влажный (для ответа на этот вопрос необходимо использовать не только географические знания о влиянии на тепловые свойства морского воздуха холодного Камчатского течения, но и знания по физике о большой удельной теплоемкости воды, поглощении энергии при испарении и большой удельной теплоте парообразования и объяснить особенности взаимодействия атмосферы с поверхностью океана, в результате которого летом над океаном в умеренных широтах образуются прохладные и влажные морские воздушные массы;
4) сделать вывод о влиянии сурового климата на развитие растительности и почв на островах, руководствуясь идеей о взаимодействии компонентов в природных комплексах на примере связи климата - растительности - почв.
• По карте растительности видно, что тундра и заросли кедрового стланика и ольховника на Дальнем Востоке простираются далеко на юг, местами до широты 50°. Объясните причины этого природного явления.
Особенность этой задачи состоит в том, что учащиеся должны назвать в качестве причин, объясняющих это природное явление, не только климат, но и другие природные факторы, многолетнюю мерзлоту, расположение горных хребтов и их высоту над уровнем моря.
• Пользуясь картами, сравните природные условия Чукотского и Кольского полуостровов, расположенных на одной широте. Объясните черты сходства и различий.
• Объясните, почему на Дальнем Востоке наблюдается почти повсеместно избыточное увлажнение. Почему на Тихоокеанском побережье осадки выпадают в основном летом? Почему величина суммарной солнечной радиации на юге Дальнего Востока меньше, чем на той же широте внутри материка?
• На Корякском нагорье в настоящее время насчитывается 650 ледников общей площадью 216 км2. Снеговая линия лежит на высоте 1200-1700 м, а на восточных склонах местами снижается до 500-600 м. Объясните, почему на Корякском нагорье существует современное оледенение, в то время как на Урале на той же широте и высоте ледников нет.
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 42, подготовить сообщение об истории открытия и освоения территории Дальнего Востока.