География России - Природа 8 класс
РУССКАЯ РАВНИНА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ - ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ
Задачи: актуализировать и продолжить формирование знаний о природном районировании; сформировать знания об особенностях природы Восточно-Европейской равнины; развивать умение объяснять взаимосвязи природных компонентов, формирование географического облика территории.
Ход урока
I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Вводная беседа проводится с целью актуализации опорных знаний, которые являются фундаментом новой темы. Учащиеся выполняют следующие задания и отвечают на ряд вопросов.
1. Назовите главные и общие признаки природных комплексов поверхности Земли.
2. Определите причины формирования природных районов, подтверждая свои выводы примерами по климатической, почвенной картам и карте растительности.
3. Расскажите о взаимодействии зональных и азональных факторов в формировании природных районов.
4. Назовите крупные природные районы на территории России.
Систематизировав ответы учащихся, учитель сообщает, что крупные природные районы объединяют значительные территории, имеющие общие черты, единство в происхождении и развитии, геологическом и тектоническом строении, рельефе, ландшафтах. Это целостная природная территория, имеющая своеобразный облик, определенное, только ей свойственное, географическое строение. Каждый природный район индивидуален, неповторим, единственен и прекрасен по-своему. Нельзя спутать Русскую равнину и Западно-Сибирскую низменность, Урал и Восточную Сибирь. Каждый регион отличается от другого, и люди, живущие в разных местах, как бы «впитывают в себя» все особенности своей местности. В жизни мы наблюдаем, как отличается северянин от южанина, сибиряк от волжанина, житель средней полосы от таежного жителя и т. д. Почему так происходит? Каковы особенности природы в различных районах? Как они влияют на человека? Об этом мы узнаем познакомившись с темами сегодняшнего урока «Русская равнина».
Следующий этап вводной беседы - изучение по плану комплексной характеристики крупных природных районов. Учитель комментирует его, а учащиеся записывают в тетрадь.
План комплексной характеристики крупного природного района
1. Географическое положение и его влияние на формирование природных условий территории.
2. Рельеф, его связь с геологическими структурами и закономерности размещения полезных ископаемых.
3. Климат, названия типов климата, качественная и количественная характеристика условий, коэффициент увлажнения.
4. Внутренние воды, их связь с рельефом и климатом.
5. Почвы, растительность, животные, их зависимость от климата, взаимодействие и взаимная обусловленность в развитии.
6. Особенности природных условий территории и причины, объясняющие эти особенности.
7. Природные ресурсы, их хозяйственное использование, мероприятия по охране и преобразованию природы.
II. Получение новых знаний.
При изучении этой темы «Крупные природные районы. Природа регионов России» можно использовать наиболее активные формы организации познавательной деятельности учащихся. Доля практической и самостоятельной работы школьников с разнообразными источниками географических знаний может быть значительно увеличена. Практические задания и упражнения направлены на формирование умений применять теоретические знания к конкретной территории. Самостоятельные работы различаются по уровню сложности и способствуют развитию интереса к изучению различных регионов страны. Учитель только координирует и оценивает деятельность школьников, предоставляя им выбор вариантов заданий и методов работы. При изучении природных районов России желательно организовывать семинары, конкурсы, игры, диспуты, дать опережающие домашние задания и т. д.
Изучение природы Русской равнины целесообразно организовать в виде совместной с учителем практической работы с элементами объяснения. Учащиеся должны усвоить структуру изучения природного района для того, чтобы затем применять эти умения в изучении других районов.
1. Сначала рекомендуется восстановить в памяти учащихся понятие о географическом положении. Для закрепления этих знаний и формирования конкретных знаний о географическом положении Восточно-Европейской равнины проводится работа по физической карте России и карте Европейской части страны.
Вопросы и задания:
- Где находится Русская равнина? Как она выделяется на физической карте? Каковы её естественные рубежи?
- Определите протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток: от 70° с. ш. до 45° с. ш., от 20° в. д. до 58° в. д.
- Как протяженность равнины с севера на юг сказывается на изменении на ней природных условий?
- Объясните, как открытость равнины к Северному Ледовитому океану сказывается на ее природных условиях.
- Объясните, как Атлантический океан и Северо-Атлантическое течение влияют на природу равнины.
Учитель. Площадь Восточно-Европейской равнины - 4 млн. км2. Она одна из крупнейших в мире.
2. Прежде чем приступить к изучению особенностей тектонического строения и рельефа Восточно-Европейской равнины учащимся необходимо вспомнить понятие о платформе.
- Что является причиной равнинности такой огромной территории? Какой источник знаний поможет нам понять эту причину?
- Какие участки земной коры называют платформами? Какими основными признаками характеризуются платформы?
- Какие формы рельефа располагаются на платформах?
- Проявляются ли внутренние процессы земной коры на платформах? Какие внешние рельефообразующие процессы можно наблюдать в настоящее время на платформах и какие формы рельефа они образуют?
По тектонической карте определите части Русской платформы, которые отличаются от всей остальной территории.
Учитель. Это Балтийский щит и Воронежский массив.
- Что такое щиты? Какие формы рельефа им соответствуют?
- Сравните тектоническую карту с геологической в районе Балтийского щита и Прикаспийской низменности. Где выходят самые древние породы и самые молодые? Подумайте, как выглядят эти районы в рельефе на поверхности.
Учитель. Выход древних пород на поверхность обнаруживается на Балтийском щите, в рельефе это выражено возвышенными формами. Поверхность Прикаспийской низменности сложена самыми молодыми породами, которые образуют верхний слой огромного осадочного чехла, рельеф плоский, низменный.
Работа с геологическим профилем Восточно-Европейской платформы станет подтверждением сделанных выводов. Далее учитель организует работу с физической картой Русской равнины для анализа рельефа поверхности.
Задание:
- Рассмотрите физическую карту. Каковы особенности рельефа Восточно-Европейской равнины?
Учитель. Несмотря на общую равнинность территории, легко заметить, насколько неоднородна поверхность Русской равнины. Низменности и возвышенности соответствуют неровностям фундамента. Ученые-тектонисты также установили, что многие речные долины заложились над разломами фундамента платформы.
Но на Восточно-Европейской равнине есть неровности, холмы, гряды и другие формы, созданные внешними процессами. В первую очередь, конечно же, видно огромное влияние оледенения на образование морено-ледниковых форм рельефа (Смоленской и Московской возвышенностей, Мещеры и др.). Спускаясь с территории Скандинавского и Кольского полуостровов и Урала, ледник разрушал твердые горные породы, сносил и тащил валуны, формируя узкие, извилистые, протяженные долины. Останавливаясь, ледник откладывал все, что тащила с собой масса льда в несколько миллионов тонн. Так образовывались гряды и холмы. При отступлении ледника оставались огромные озера: Ильмень, Чудское, Псковское и др. В средней полосе равнины и на юге её в настоящее время активно протекают явления водной и ветровой эрозии. Этому способствую, с одной стороны, полого-холмистый рельеф и мягкие, рыхлые, легко разрушаемые водными потоками и ветрами горные породы, и, с другой стороны, особенности климатических условий: континентальность климата, частые ветры-суховеи и осадки ливневого характера. Велика роль человека в этом процессе хозяйственной деятельности.
3. Для того чтобы углубить и закрепить знания учащихся об особенностях климата, его влиянии на весь природный комплекс, учащимся предлагается для анализа таблица (она заранее готовится и является раздаточным материалом).
Климатические показатели природных зон Русской равнины
Природная зона |
Город |
Средняя температура, °С |
Средняя годовая облачность, % |
Коэффициент увлажнения |
||
января |
июля |
года |
||||
Тундра |
Нарьян-Мар |
-16,8 |
12,1 |
-3,5 |
76 |
1,30 |
Тайга |
Пермь |
-15,4 |
18,0 |
1,3 |
70 |
1,25 |
Смешанные и широколиственные леса |
Москва |
-10.3 |
17,8 |
3,6 |
64 |
1,14 |
Казань |
-13,0 |
20,0 |
2,7 |
68 |
0,72 |
|
Лесостепь |
Тамбов |
-10,7 |
20,1 |
4,8 |
60 |
0,73 |
Степь |
Саратов |
-10,8 |
21,2 |
4,9 |
56 |
0,43 |
Полупустыня |
Астрахань |
-7,0 |
25,2 |
9,2 |
50 |
0,22 |
Вопросы и задания:
1) Проанализируйте средние температуры самого холодного месяца (для тундры - это февраль). Как они изменяются?
Учащиеся устанавливают, что температура повышается с севера на юг, т. е. на севере самые большие холода.
2) Определите, как изменяется средняя температура самого теплого месяца.
Учащиеся устанавливают, что она также увеличивается с севера на юг.
Такая же тенденция характерна для среднегодовой температуры. Таким образом, учащиеся делают вывод, что при движении на юг становится теплее и температура повышается.
3) А как изменяются облачность и увлажнение?
Облачность и увлажнение уменьшаются при движении с севера на юг.
4) Какую закономерность отражают климатические показатели Восточно-Европейской равнины?
Климатические показатели подтверждают закон широтной географической зональности.
Закрепить знания поможет работа с таблицами и картами атласа.
Задание 1. По показателям определите природную зону: среднегодовая температура +3,5 °С, облачность 65 %, коэффициент увлажнения 1,1. (Это зона лесов.)
Задание 2. Выясните, правильно ли охарактеризована зона степей: средняя температура января -2,0 °, самого теплого +21,0 °С, облачность 75 %, коэффициент увлажнения 0,8. Какие показатели не соответствуют зоне степей? Почему? Обоснуйте свой ответ. (В степи континентальный климат, зимой холодно, морозы, а облачность менее 75 %, и коэффициент увлажнения также меньше.)
Если учителю легче организовать работу с физико-географическим профилем (с. 154 в учебнике), то можно предложить учащимся такие задания:
1. Проследите, как возрастает средняя температура июля. Назовите причины этого климатического явления и объясните, как изменения температуры воздуха летом сказываются на испаряемости и испарении.
2. Проследите, как меняется коэффициент увлажнения с севера на юг. Где наблюдается избыточное увлажнение, где - достаточное, а где - скудное? Объясните причины этих увлажнений.
3. По профилю установите, влияют ли климатические изменения на растительность и почвы.
Затем следует обратить внимание учащихся на то, что на Восточно-Европейской равнине наблюдаются климатические различия не только между севером и югом, но и между западными и восточными областями равнины. Чтобы убедиться в этом, проводится анализ климатической карты в атласе на с. 14—15. На карте видно, что, например, Брянск и Самара расположены приблизительно на одной широте, но различаются средним годовым количеством осадков, средними температурами лета и зимы. Климат Брянска более влажный, мягкий, менее континентальный по сравнению с климатом Самары.
Можно предложить учащимся подумать над вопросом: «В чем причины климатических различий западных и восточных областей равнины?» Заслушав ответы учащихся, учитель дополняет сведения пояснениями о развитии циклонической деятельности над западными областями равнины, которая наблюдается в морских воздушных массах с Атлантического океана. Используя знания об удельной теплоемкости воды, учащиеся могут самостоятельно объяснить, почему морские умеренные воздушные массы с Атлантики приносят на равнину осадки и понижение температуры воздуха, а зимой - снегопады, повышение температуры воздуха и даже оттепели.
На климат равнины оказывают влияние также и антициклоны, которые приходят с севера с арктическим воздухом и с востока с континентальным умеренным воздухом из Сибири. Летом иссушающую роль играют континентальные тропические воздушные массы из Средней Азии, которые приходят в виде суховеев.
4. После анализа климатических условий на Восточно-Европейской равнине учитель делает логический переход к характеристике речной и озерной сети региона, ведь климат в первую очередь влияет на этот компонент природы. Работа учащихся по карте.
Задания:
1) Определите основные речные системы Восточно-Европейской равнины.
2) Выявите различия в густоте речной и озерной сети северной и южной частей равнины.
3) Объясните, почему величина годового стока Печоры в 4 раза больше годового стока Дона и составляет у Печоры 130 км2, а у Дона - 30 км2, несмотря на то что длины рек одинаковы, площади бассейнов почти равны и среднее годовое количество осадков в бассейнах этих рек также почти одинаково.
Учитель дополняет ответы учащихся рассказом о реках Русской равнины. Реки соединяют территорию равнины в единое целое. Они создают неповторимый ландшафт местности: речные русла, низкие поймы, высокие берега, террасы и др. Основное питание рек - снеговое, дождевое, подземное. Северные реки полноводны, величавы, с шумным ледоходом и большим весенним половодьем.
Но в холодной воде северных рек все химические процессы идут медленнее, поэтому у них пониженные возможности самоочищения. Сейчас в северные реки сбрасывают тысячи тонн сточных вод, что приводит к гибели ценных пород рыб, оскудению рек и озер.
Символ Русской равнины - река Волга, самая крупная река. Она начинается со студеного ключа в валдайских лесах и проходит путь длиною в 3690 км. Её долина пересекает четыре природные зоны и придает каждому участку своеобразную красоту. После впадения Камы ширина реки достигает 2 км. Обходя скалистые, покрытые лесом известняковые Жигули, река образует изгиб, называемый Самарской Лукой. На Прикаспийской низменности от Волги отделяется рукав Ахтуба, и возникает Волго-Ахтубинская пойма. Земля этой поймы обильна и плодородна. Она начинается в 170 км от Каспия. Дельту Волги сравнивают с рогом изобилия, повернутым к Каспию.
Волга - любимая река народов Европейской части России. Образ Волги одушевлен в былинах, песнях, сказаниях. Чаще всего реку связывали с образом матери: «Волга-матушка...». Волга в давних песнях была символом удали, воли, свободы. Любопытный факт: в старину крупные волжские города располагались таким образом, что на правом берегу стояли те из них, которые носили мужское имя (Ярославль, Нижний Новгород, Симбирск, Саратов, Царицын), а на левом - женское (Кострома, Казань, Самара, Астрахань).
В настоящее время Волга находится в катастрофическом положении. Это уже не река, а целая система водохранилищ. Сотни предприятий химической и металлургической промышленности сбрасывают грязные стоки в реку. По притокам и малым рекам идут отравленные химикатами стоки с ферм, полей. Под угрозой находится стадо осетровых рыб. Необходимо осуществить систему мер по спасению Волги.
5. В заключение разбирается вопрос об особенностях почв и растительности на территории Восточно-Европейской равнины. Формированию у учащихся знаний о закономерных зональных изменениях растительности и почв помогает анализ физико-географического профиля (раздаточный материал).
Задания:
1) Проследите, как меняется растительный покров на равнине при движении на ней с севера на юг.
2) Установите влияние климатических условий (температур лета и коэффициента увлажнения) на характер растительности на равнине; объясните, какие климатические условия способствуют произрастанию лесов. Объясните, что мешает произрастанию лесов на юге и севере равнины.
3) Проследите по профилю изменение почвенных зон на равнине; назовите почвы северной части равнины и природные условия, при которых они сформировались.
4) Сделайте вывод о ведущих природных факторах, определяющих зональные изменения физико-географических условий на Восточно-Европейской равнине.
Обобщая ответы учащихся, необходимо подвести их к выводу о том, что широтную зональность на равнине прежде всего определяет равнинность рельефа и умеренно континентальный климат.
III. Закрепление материала.
При наличии времени на уроке можно провести закрепление материала, еще раз вернувшись к основным вопросам урока:
• Как влияет тектоническое строение на рельеф Восточно- Европейской равнины?
• Объясните, почему явления водной и ветровой эрозии слабо выражены на севере равнины, но активно протекают на юге?
• Почему в обнажениях горных пород в Подмосковье можно наблюдать несколько погребенных морен?
• Почему среди осадочных пород, покрывающих равнину, есть породы как морского, так и континентального происхождения?
• Докажите, что рельеф равнины продолжает изменяться и в настоящее время.
• Чем характеризуются климатические условия на севере, в средней полосе и на юге равнины?
• Почему умеренные воздушные массы зимой влажные и теплые, а летом - влажные и прохладные?
• Объясните, почему над Арктикой и летом, и зимой формируются холодные, сухие и прозрачные воздушные массы, которые приходят на равнину в виде антициклонов.
• К каким природным изменениям может привести вырубка леса в лесотундре?
• Как изменятся природные условия тундры при чрезмерном её использовании под пастбища оленей?
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 27, нанесите объекты географической номенклатуры на контурную карту, письменно выполнить задание: «Определите, на берегах каких рек и озер расположены города Рязань, Владимир, Тверь, Ростов Великий, Архангельск».