БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

География России - Природа 8 класс

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

Задачи: углубить представление о роли растений и животных в природе и жизни человека; сформировать понятия «биологические ресурсы», «заповедник», «национальный парк», «памятник природы»; показать примеры рационального и нерационального использования биологических ресурсов; познакомить с картой «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»; сформировать умение прогнозировать изменение растительности и животного мира в результате хозяйственной деятельности человека.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Растительный и животный мир России».

Возможные варианты проверки:

1. Индивидуальный устный опрос.

1) Охарактеризуйте растительное и животное сообщество тундры. Как приспособились живые организмы к жизни в суровых климатических условиях?

2) Назовите типичных представителей растительного и животного мира лесной зоны России. Как приспособлены к суровым морозам растения тайги?

3) Назовите отличительные черты степного природного сообщества. Как животные приспособились к недостатку естественных укрытий?

4) Укажите причины формирования пустынь. Каким образом растения и животные приспосабливаются к недостатку влаги?

2. Письменный опрос по карточкам.

КАРТОЧКА 1

1) Каковы особенности растительных сообществ тундры? Чем они объясняются? Почему в тундре береза и ива меньше грибов?

2) Назовите типичных животных степи. Как они спасаются от врагов?

КАРТОЧКА 2

1) Почему леса сменяются лесостепью и степью? Объясните обилие хищников в степях.

2) Назовите типичные растения пустыни. Как они приспособились к недостатку влаги?


II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

В процессе вводной беседы происходит актуализация знаний

учащихся о роли растений и животных в природе и жизни человека. Из курсов природоведения, биологии и географии они уже имеют достаточный багаж знаний по этой теме, поэтому необходимо дать возможность им высказаться и затем, обобщив ответы, сделать вывод. Обобщая и систематизируя ответы учащихся, учитель обращает внимание на то, что живые организмы - это один из самых сложных компонентов любого природного комплекса, на множество аспектов использования растений и животных человеком. Чем дольше живет человек на Земле, тем больше полезных для себя свойств он обнаруживает у живых организмов. Изучая их тайны, ученые сделали ценнейшие открытия, которые используются во многих сферах нашей жизни.


III. Получение новых знаний.

1. Вводная беседа становится логическим мостиком перехода к понятию «биологические ресурсы». Этот термин необходимо записать в тетрадь.

Биологические ресурсы - это растительные и животные организмы, используемые человеком в различных целях.

Затем учитель знакомит учащихся с понятиями «растительные ресурсы» и «ресурсы животного мира». Изучение этого материала опирается на уже имеющиеся знания, поэтому использование ресурсов человеком обсуждается в процессе беседы. Можно записать его в тетрадь в виде таблицы.


Вид ресурса

Использование ресурса

1. Растительные ресурсы

1. Пища.

2. Корма для домашних животных.

3. Лекарственные растения.

4. Поделочная и строительная древесина.

5. Топливо.

6. Сырьё для целлюлозно-бумажной, химической, фармацевтической, мебельной промышленности.

7. Сырьё для производства музыкальных инструментов

2. Ресурсы животного мира

1. Пушнина.

2. Пища (мясо, жир) - лось, кабан, пернатая дичь и т. д.

3. Шкуры - копытные животные.

4. Лекарственное сырьё (панты - молодые рога оленей) - основа для получения лекарства «пантокрин».

5. Рыбный промысел, марикультура, аквакультура


В процессе беседы учащиеся учатся называть примеры рационального и нерационального использования биологических ресурсов.

2. Этот этап урока целесообразно провести в виде небольшой лекции, основные моменты которой учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель. Человек давно понял, что растения и животные наиболее заметно и сильно страдают от хозяйственной деятельности. Поэтому зарождение правил охраны окружающей среды и развитие экологических традиций у различных народов происходило на ранних этапах развития человеческого общества.

«Уже в древние времена появились первые неписаные законы, запрещающие убивать некоторых животных и птиц. Основывались они на различных преданиях и легендах.

У многих народов существовали тотемные животные, т. е. те, которых нельзя было убивать. Они считались священными, и убить их - значит навлечь беду на себя и на своих близких. Запрещалось убивать животных в период размножения, а также самок с детенышами.

Люди изучали свойства растений. Высоко ценили дуб, липу, лиственницу, знали целебные свойства многих трав. В начале XVI века в Московском Кремле был создан Аптекарский приказ, закупавший растительное лекарственное сырьё. При нем состояли «травники», разъезжавшие по стране для сбора растений и составлявшие первые гербарии. По приказу Петра I охранялись корабельные леса, места обитания животных».

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. - С. 98.)

Но усиленные антропогенные воздействия на окружающую природную среду привели к сокращению генофонда живых организмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, особенно в Европе, Северной Америке и др. местах. Этот негативный процесс затронул и территорию России, особенно её европейскую часть, где от 8 до 21 % дикой флоры нуждается в охранных мероприятиях. Только в Нечерноземной зоне РФ около 500 видов растений находятся под угрозой исчезновения. Также нуждаются в охране более 60 видов птиц, многие виды ценных промысловых животных, редких и эндемичных видов фауны. Назрела необходимость в серьезных мерах по охране природы.

На Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) была принята Конвенция по биоразнообразию, которую ратифицировали многие страны мира, в том числе и Россия. Самой эффективной мерой по сохранению генофонда живых организмов на нашей планете является организация широкой сети охраняемых природных территорий, общее количество которых в мире составляет около 3500 при их общей площади свыше 4 млн. км2. Организация таких территорий включает следующие задачи: сохранение уникальных ландшафтов, охрана редких и исчезающих видов флоры и фауны, обеспечение необходимых условий для их воспроизводства и пр.

В России были приняты федеральные законы «Об охране окружающей природной среды» (1991) и «Об особо охраняемых природных территориях» (1995). Согласно этим законам «особо охраняемые природные территории (ООПТ) - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны». Эти территории относятся к объектам общенационального достояния.

Основные типы ООПТ:

• заповедники;

• биосферные заповедники;

• национальны е парки;

• природные парки;

• заказники;

• резерваты;

• памятники природы;

• памятники Всемирного наследия;

• заповедно-охотничьи хозяйства;

• санитарно-курортные зоны;

• дендрологические парки;

• ботанические сады.

Кроме них органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного управления могут устанавливаться и другие категории ООПТ, например, памятники садово-паркового искусства, музеи-усадьбы, музеи-заповедники и др. В конце XX века в России имелись 94 государственных природных заповедника, 18 биосферных заповедников, 31 национальный парк, 66 федеральных и более 1600 региональных заказников, 10 природных парков и т. д.

Заповедник - это территория, полностью исключенная из любой хозяйственной деятельности и предназначенная для сохранения эталона нетронутых ландшафтов, изучения естественного развития их комплексов, а также для расселения реликтовых животных или растений в другие регионы, утратившие этих обитателей. Например, заповедник Аскания-Нова почти единственная территория на Восточно-Европейской равнине, сохранившая ландшафт степи в первозданном виде. Баргузинский заповедник на Байкале - эталон горно-таежного ландшафта, где обитает самый ценный по меху баргузинский соболь. Огромна роль государственных заповедников в охране редких и исчезающих видов растений и животных. Например, в Сихотэ-Алинском охраняются амурский тигр, горал, в Окском и Хоперском - выхухоль, в Астраханском - большая белая цапля, каравайка, колпица.

Заповедник биосферный - это обширный природный участок, строго охраняемый от всякого антропогенного воздействия. Такие заповедники стали создаваться в начале 70-х гг. в рамках международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Основной целью их создания являлось сохранение для нынешних и будущих поколений наиболее типичных примеров природных экосистем и сообществ - эталонных участков биосферы, а также генофонда растений и животных. Схема строения биосферного заповедника такова: в центре - ядро (абсолютно охраняемая территория), вокруг которого выделяется буферная зона (охраняемая, на которой частично ограничивается хозяйственная деятельность), а за ней идет зона обычного, но строго рационального хозяйственного использования территории. Поэтому на территории биосферных заповедников охрана природы сочетается с фундаментальными научно- исследовательскими работами в области природопользования и охраны окружающей среды. В настоящее время в мире существует 320 биосферных заповедников в 82 странах. Самый крупный по площади биосферный заповедник находится в Дании - Северо-Восточно-Гренландский (площадью более 70 млн. га). В России 18 заповедников имеют международный статус биосферных резерватов, получивших сертификаты ЮНЕСКО. Среди них первыми стали в 1978 году Кавказский, Окский, Сихотэ-Алинский. Наиболее крупными по площади являются Таймырский (1781,9 тыс. га), Кроноцкий (1142 тыс. га) и Центрально-Сибирский (972 тыс. га) биосферные заповедники.

Национальный парк - это особое природоохранное учреждение и территория с рекреационной и просветительской функцией в малонарушенных природных комплексах. Национальный парк сочетает задачи охраны природы со строго контролируемым использованием для кратковременного отдыха людей и познавательного туризма. Первый национальный парк был создан в 1872 году в США - Йеллоустонский. В настоящее время в мире их насчитывается более 2300. Государственная система национальных парков России начала формироваться сравнительно недавно, причем первый национальный парк «Сочинский» был организован лишь в 1983 году. В конце XX века в России имелось более 30 национальных парков общей площадью около 7000 тыс. га.

Памятник природы - это отдельный уникальный природный объект, имеющий научное, историческое и культурно-эстетическое значение. Впервые данный термин употребил знаменитый естествоиспытатель А. Гумбольдт, обнаружив необыкновенное по возрасту и размерам дерево. Восхищение людей вызывают примечательные ландшафты, пещеры, скалы, редкостные водоемы, геологические обнажения, палеонтологические захоронения, лесные урочища, метеориты и метеоритные кратеры, реликтовые и эндемичные растения и животные. В России более 7000 памятников природы. Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику природы и окружающей его природной среде или ухудшающая его состояние и охрану.

При наличии свободного времени на уроке можно рассказать учащимся о государственных природных заказниках, памятниках всемирного наследия и других категориях ООПТ. Также желательно на данном этапе урока прослушать сообщения учащихся о редких и исчезающих видах животных и растений, занесенных в Красную книгу России.


IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание: § 19, ответить письменно на вопрос 4 на стр. 114 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]