География России - Природа 8 класс
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЧВ - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА
Задачи: выяснить главные особенности зональных типов почв; изучить закономерности размещения почвенных зон на территории России; научить работать с почвенной картой; сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Образование почв и их разнообразие».
Возможные варианты проверки:
1. Индивидуальный устный опрос.
1) Что такое почва? Дайте её определение и расскажите о значении почвы в природе и жизни человека.
2) Расскажите о роли горных пород в образовании почв. Что такое механический состав почвы? Каково его влияние на свойства почв?
3) Охарактеризуйте роль живых организмов в почвообразовании.
4) Объясните роль климата, вод, рельефа в почвообразовании.
5) Какое влияние оказывает почва на другие компоненты природы?
6) Охарактеризуйте структуру почвенного профиля.
7) Что такое структура почвы? На какие группы делятся почвы по структуре?
2. Письменный опрос по карточкам.
КАРТОЧКА 1
1) Что называется почвенным профилем? Из каких горизонтов он состоит?
2) Обоснуйте тезис «Почва - зеркало ландшафта».
КАРТОЧКА 2
1) На какие группы делятся почвы по механическому составу?
2) Докажите, что свойства почв зависят от соотношения тепла и влаги, растительности, почвообразующей породы, рельефа.
КАРТОЧКА 3
1) На какие группы делятся почвы по структуре?
2) Объясните, как климат и растения влияют на накопление гумуса в почве. При каких климатических условиях в почвах не происходит накопления гумуса в достаточном количестве?
II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Краткая вводная беседа поможет учащимся сформулировать цель и задачи урока, актуализировать имеющиеся знания. В процессе беседы учитель использует следующие вопросы:
• Какие из факторов, влияющих на формирование почв, подчиняются широтной зональности?
• Как влияют на свойства и размещение почв факторы, не подчиняющиеся широтной зональности?
• Можно ли охарактеризовать размещение различных типов почв на территории России, зная особенности размещения факторов почвообразования?
III. Получение новых знаний.
1. Изучение типов почв и их размещение следует начать с работы по почвенной карте.
• Рассмотрите и охарактеризуйте почвенную карту (с. 18-19 атласа).
• Что означают условные знаки?
• Определите, какова общая закономерность распространения типов почв по территории России.
• Где нарушается широтная зональность почв?
• Определите основные зональные типы почв с севера на юг.
2. Практическая работа № 11. Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв. Эта практическая работа выполняется одновременно с объяснением учителя и под его руководством. В подготовленном классе можно выполнить ее самостоятельно.
В процессе работы учащиеся используют почвенную и климатическую карты в атласе, рисунок 44 на с. 96 учебника, образцы почв различных типов, схемы строения различных почвенных профилей. В результате у них должна получиться таблица
Характеристика главных типов почв и условия их образования
Название |
Природная зона |
Занимаемая площадь |
Условия образования |
Количество гумуса |
Особенности |
Оценка плодородия |
Меры по улучшению |
||||||
t° C |
осадки |
испаряемость |
|||||||||||
Тундрово-глеевые |
Тундра |
6% |
+8 |
500 |
125 |
2-3% |
Карликовость почвенного профиля (40 см); два горизонта: перегнойный и глеевый; сверху - подстилка |
Малоплодородны |
|||||
Пояснения учителя. Тундрово-глеевые почвы распространены на севере России и занимают 6 % от общей площади страны. Формируются в тундровой зоне. Почвообразовательный процесс протекает в этой зоне только коротким прохладным летом в условиях избыточного увлажнения, на многолетней мерзлоте. Содержание гумуса в них составляет 2-3 %. Для них характерна заболоченность, малая мощность (карликовость) почвенного профиля, всего до 40 см. В отличие от других типов почв тундрово-глеевые состоят из двух горизонтов: перегнойного и глеевого микроорганизмов мало. Небольшое количество органического вещества полностью не перерабатывается и постепенно накапливается, поэтому слабо выраженный перегнойный горизонт покрыт подстилкой из неразложившихся растительных остатков. Глеевый горизонт состоит из глинистых частиц серо-голубоватого или голубовато-рыжего цвета. Глей образуется в почве при недостатке кислорода и избыточном увлажнении. Таким образом, отрицательное воздействие на формирование глеевых почв оказывает холодный и переувлажненный климат, многолетняя мерзлота, а также морозное выветривание пород. Почвы малоплодородные. |
|||||||||||||
Мерзлотно-таежные и подзолистые |
Лесотундра и тайга |
26% |
+8 -16 |
500-700 |
400 |
1-4% |
Мощность перегнойного горизонта небольшая, хорошо выражен горизонт вымывания |
Малоплодородны |
Глубокая вспашка, севообороты, орган, и мине рал. Удобрения |
||||
Пояснения учителя. Мерзлотно-таежные и подзолистые почвы широко распространены в тайге и лесотундре. Они занимают самые большие площади в нашей стране: 26 %, 1/5 часть этих почв заболочена. Формируются в условиях умеренного климата с достаточным и избыточным увлажнением. Большое значение для почвообразовательного процесса имеет растительность лесов, однако величина растительного опада здесь не очень большая, так как в основном растения многолетние. На рисунке почвенного разреза видно, что мощность перегнойного горизонта А1 небольшая. Содержание гумуса составляет до 1-4 %. Малое количество гумуса объясняется интенсивным промыванием подзолистых почв. Горизонт вымывания (А2) выражен очень хорошо, имеет свежую окраску, по цвету напоминающую золу, из него вымыты все соли и гумус, что естественно в условиях избыточного увлажнения. Подзолистые почвы используются в земледелии и в качестве пастбищ. Для улучшения плодородия этих почв требуется применять глубокую вспашку, вводить севообороты, вносить известь, органические и минеральные удобрения. Докучаев писал об этих почвах: «Они пылевидные в сухую погоду и тяжелые глины - в дожди. Эти почвы требуют ежегодного внесения удобрений и дают хорошие урожаи ржи и льна». |
|||||||||||||
Серые лесные |
Смешанные и широколиственные леса |
2,3% |
+19 |
600 |
570 |
2,5-9% |
Мощный гумусовый горизонт, хорошая комковатая и ореховая структура |
Плодородны |
Снегозадержание, полезащитные лесные полосы, глубокая вспашка, севообороты, удобрения |
||||
Пояснения учителя. Серые лесные почвы формируются под широколиственными и смешанными лесами. На их долю приходится 2,3 % от всей площади России. Более половины мировой площади этих почв находится в нашей стране. Содержание гумуса в них достигает 9 %. Серые лесные почвы имеют мощный гумусовый горизонт. Это связано с более южным географическим положением природной зоны, а значит, и с более значительным притоком тепла и удлиненным безморозным периодом, в который почвообразовательные процессы протекают беспрепятственно. Для улучшения плодородия этих почв и защиты от эрозии необходимо проводить снегозадержание, высаживать полезащитные лесные полосы, а также создавать глубокий пахотный слой, вводить севообороты, вносить удобрения. |
|||||||||||||
Лесостепи и степи |
8% |
+22 |
550 |
750 |
10-15% |
Зернистая структура, мощный гумусовый горизонт |
Высокое плодородие |
Снегозадержание, полезащитные лесные полосы, глубокая вспашка, севообороты, удобрения, орошения |
|||||
Пояснения учителя. В лесостепях и степях распространены черноземы и каштановые почвы. Примерно половина мировой площади черноземных почв находится в России. На долю чернозёмов и каштановых почв приходится 8 % от всей площади страны. Они образуются под густой травянистой растительностью с сильно развитой корневой системой. Корни степных трав пронизывают почву на большую глубину и способствуют образованию зернистой структуры черноземов. Богатый животный мир почв тоже благоприятствует их плодородию. Это самые плодородные почвы. Климат в степях умеренно теплый с продолжительным жарким летом. Увлажнение недостаточное, коэффициент увлажнения от 0,8 до 0,5. При таком климате почвы хорошо обогащаются перегноем, который не вымывается в нижние слои. Содержание гумуса в черноземах достигает 15 %, а мощность гумусового горизонта доходит до 150-180 см (на Кубани до 2,5 м). Горизонт вымывания перегноя черноземных почв насыщен кальцием, что препятствует вымыванию гумуса из почвы. Улучшению плодородия этих почв способствуют такие меры, как снегозадержание, высаживание полезащитных лесных полос, глубокая вспашка, севообороты, внесение удобрений и искусственное орошение в сухих степях. В 1900 году Докучаев говорил: «Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном богатстве России, стоящем неизмеримо выше богатств Урала, Кавказа, богатств Сибири, все это ничто в сравнении с ним; нет тех цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь царя почв, нашего русского чернозема. Он был, есть и будет кормильцем России». Чернозем - наше национальное богатство. При разумном использовании этих почв можно получать большие урожаи сельскохозяйственных культур. В начале XX века на Всемирной выставке в Париже в русском павильоне был выставлен куб русского чернозема, вырезанный в Воронежской области. Его размеры 2 x2 x2 м показывали мощность плодородного слоя, что вызвало удивление и восхищение посетителей. Каштановые почвы образуются в областях сухих степей к северу от полупустынь. Они формируются в условиях жаркого продолжительного лета при недостаточном увлажнении. Сухость климата отражается на растительном покрове, который не имеет сплошного распространения. В связи с этим перегноя в почвах содержится меньше, чем в черноземах. Почвы нуждаются в орошении, защитных работах от эрозии и во внесении удобрений. |
|||||||||||||
Бурые полупустынные почвы и солонцы |
Попупустыни и пустыни |
1% |
+ 25 |
350 |
1100 |
1 % |
Малое количество перегноя, большое количество солей |
Малоплодородны |
Умеренное орошение |
||||
Пояснения учителя. В полупустынях и пустынях распространены бурые полупустынные почвы и солонцы. Они образуются в условиях континентального и крайне сухого климата, где испаряемость в 10-15 раз превышает годовое количество осадков. Растительность многолетняя и отличается сильной разреженностью. В результате этого в почвах содержится незначительное количество перегноя. Эго малоплодородные почвы с содержанием гумуса до 1 %, в них мало влаги, азота и фосфора. Длительное поступление в почву из материнской горной породы железа объясняет их бурый цвет. Засоление почв тоже связано с засушливостью климата. Почвы полупустынь и пустынь не способствуют росту и развитию растений, но при орошении они за счет большого количества минеральных солей превращаются в культурно-поливные плодородные почвы (почвы оазисов). На них можно получать высокие урожаи винограда, хлопка, садовых культур. Избыточное орошение почв нередко сопряжено с опасностью вторичного засоления их вследствие подъема после полива грунтовых вод. Для профилактики засоления следует применять умеренное орошение и промывать почвы в сочетании с дренажем. Об этих почвах Докучаев пишет: «Ценна здесь не земля, а вода. Земля, за которую не дают ломаного гроша, как только удастся ее оросить, стоит баснословные деньги. Она дает прекрасные урожаи хлопчатника, сорго и проса». |
|||||||||||||
Красноземы и желтоземы |
Влажные субтропики |
Менее 1% |
+25 |
800 |
750 |
1-2 % |
Низкое содержание гумуса, большая мощность, повышенное количество железа и алюминия, хорошо выраженная структурность |
Плодородны |
Удобрения, террасирование |
||||
Пояснения учителя. Красноземы и желтоземы - почвы влажных субтропиков. Для них характерно низкое содержание гумуса, что объясняется энергичным разложением органических остатков почти круглый год. Красноземы и желтоземы представляют собой почвы более древнего возраста, чем почвы умеренных широт, поэтому они обладают большой мощностью и повышенным содержанием железа и алюминия. Именно окислы железа и алюминия делают эти почвы очень плодородными. Хорошо выраженная структурность почв обеспечивает беспрепятственное проникновение к корням растений воздуха и воды. При внесении азотных и фосфорных удобрений красноземы и желтоземы дают высокие урожаи чая, плодовых, цитрусовых культур, винограда и др. Террасирование склонов гор предупреждает водную эрозию. А выращивание культур бобовых имеет большое значение как зеленое удобрение. |
|||||||||||||
3. Закончив характеристику главных типов почв на территории России, необходимо перейти к рассмотрению вопроса о высотной поясности почвенного покрова.
Учитель. Особенности высотной поясности почв в горах объясняются их географическим положением, высотой, а также составом горных пород. Так, на Кавказе выделяется семь типов почв: от горно-луговых до красноземов и сероземов. Для горных систем Восточной Сибири высотная поясность ограничена 2-3 типами почв. Общим свойством почв является щебнистость, грубость механического состава.
IV. Закрепление материала.
Подводя итоги работы, учитель обобщает полученные учащимися знания о типах почв, их распространении на территории России. Отмечает, что они научились работать с почвенной картой, давать характеристику почвам, определять особенности условий почвообразования.
Вопросы и задания для закрепления и обобщения знаний:
1) Где в России находятся плодородные почвы? Как они называются? Как используются в хозяйстве?
2) Где в России находятся неплодородные почвы? Как они называются? Какие мероприятия проводятся в этих почвенных зонах с целью повышения их плодородия?
3) Объясните, почему в подзолистых почвах наблюдается вымывание перегноя и минеральных солей из верхних почвенных горизонтов.
4) Почему для тундровых почв типичен процесс образования глея?
5) Объясните, в каких почвах наблюдается засоление и при каких условиях это происходит.
6) Почему краснозёмы плодородны, несмотря на то что в них содержится незначительное количество перегноя?
7) Объясните, почему к почвам нужно относиться бережно, повышать их плодородие.
8) Как называются почвы нашего края? Плодородны ли они? Какие меры принимаются в вашей области с целью предохранения их от эрозии и повышения плодородия?
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 16, письменно ответить на вопрос: «Почему почвы тундр, несмотря на большое количество растительных остатков, содержат так же мало гумуса, как и почвы пустынь?»