География России - Природа 8 класс
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕПЛА И ВЛАГИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ - КЛИМАТ И АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА
Задачи: систематизировать и углубить знания о закономерностях распределения тепла и влаги по сезонам года на территории России; сформировать понятие «коэффициент увлажнения», используя ранее усвоенные знания об испарении и испаряемости; показать ведущую роль тепла и увлажнения в развитии и размещении растительных и почвенных зон; сформировать умение характеризовать ход июльских и январских изотерм по территории России и вычислять коэффициент увлажнения для разных областей; развивать умение устанавливать связи между элементами климата по карте.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Климатообразующие факторы».
Возможные варианты проверки знаний и умений:
1. Устная проверка ключевых слов уроков 12 и 13.
2. Работа на закрепление знаний по типам воздушных масс. На доске записаны обозначения пяти воздушных масс. Для первого и второго вариантов поставлены порядковые номера. Запись выглядит так:
I вариант |
ВМ |
II вариант |
1 |
АВМ |
5 |
2 |
кУВМ |
4 |
3 |
мУВМ |
3 |
4 |
мТВМ |
2 |
5 |
кТВМ |
1 |
Учитель дает определения в такой последовательности, которая не совпадает с написанной на доске. Учащиеся записывают номер прочитанного определения.
Определения можно зачитывать в следующем порядке:
1) Воздух жаркий, сухой, запыленный; воздушные массы формируются летом в южных районах страны или приходят из Монголии, Северного Китая, Малой Азии или Северной Африки.
2) Воздушные массы приходят с Атлантического океана, с Тихого океана - летом; зимой они смягчают морозы, вызывают снегопады, оттепели, иногда приносят пасмурную погоду с туманами и дождями; летом этот воздух охлаждает сушу, умеряет жару, повышает влажность и приносит осадки.
3) Воздух, холодный зимой и летом; сухой и прозрачный; приходит с Северного Ледовитого океана.
4) Постоянно теплый и влажный воздух приходит с субтропических и тропических широт Атлантического и Тихого океанов.
5) Воздушные массы формируются над территорией России, имеют резкую годовую амплитуду, сухие.
Ответы:
I вариант - 5, 3, 1,4, 2.
II вариант - 1, 3, 5, 2, 4.
3. Работа у доски - приглашаются два ученика, которые воспроизводят схемы строения циклона и антициклона, а также характеризуют эти атмосферные явления, указывают на их роль в формировании климата.
4. Фронтальная устная проверка знаний строится по вопросам:
• Что называется атмосферным фронтом и какие процессы происходят в зоне схождения воздушных масс?
• На какие группы делятся атмосферные фронты по температуре? Опишите изменения погоды, которые возникают при прохождении атмосферных фронтов.
• Покажите на карте главные атмосферные фронты на территории России. Как они изменяют свое положение по сезонам года и почему?
• В чем состоит противоположность циклона и антициклона?
• На какой территории действуют циклоны, на какой - антициклоны?
• Как влияют на погоду нашего края циклоны и антициклоны?
II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Проведенный опрос позволяет активизировать знания учащихся и логично перейти к изучению нового материала о распределении метеорологических элементов на территории России. В вводной беседе следует вспомнить закономерности распределения температур воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле (география, 7 кл.), это можно сделать с использованием одноименной схемы (раздаточный материал).
III. Получение новых знаний.
Учитель разъясняет задачи урока: изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны и уметь объяснять причины такого распределения, научиться устанавливать связи между элементами климата. Учащиеся должны уметь определять элементы климата в любом пункте и объяснять их. Достижение поставленных задач требует значительной работы с картой. Поэтому выполняется практическая работа № 6 «Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и их объяснение. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов».
1. Изучение распределения температур осуществляется путем выполнения следующих заданий:
1) По климатической карте проследите ход июльских изотерм +8°, +16°, +24°. Сравните их на равнинах и в горных областях.
2) Укажите основную закономерность в изменении температуры летом.
В результате школьники приходят к выводу: важнейшим фактором распределения температуры летом является солнечная радиация, поэтому изотермы июля располагаются в основном соответственно широте. Особенность распределения тепла состоит в том, что на побережье Тихого океана изотермы июля ниже, чем на тех же широтах внутри материка. Например, на широте Волгограда проходит изотерма +24°, на широте Сахалина +15°. Это объясняется влиянием летнего муссона и преобладанием на Сахалине рассеянной радиации, при которой от облаков отражается 70 % приходящей радиации.
3) Определите по карте максимальную абсолютную температуру и самое жаркое место в России.
Абсолютный максимум температур зарегистрирован в Волгограде (+43 °С).
4) Проследите ход январских изотерм -8°, -16°, -24° и -32°. Совпадает ли он с ходом летних?
5) Проанализируйте положение зимних изотерм в горных областях.
6) Определите минимальную изотерму и абсолютный минимум.
7) Объясните, почему самое холодное место находится южнее полярного круга.
Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к следующим выводам. Изотермы января располагаются не в широтном направлении, а с северо-запада на юго-восток. На распределение тепла зимой оказывает влияние не солнечная радиация, как летом, а воздушные массы, поступающие на материк, и атмосферные процессы. Морской воздух умеренных широт, который приходит в виде циклонов с поверхности Атлантического океана, влияет на повышение зимних температур в западных, северо-западных и юго-западных областях России. Сибирский антициклон, который формируется над материком, арктические ВМ над горным рельефом, а также отсутствие теплых атлантических и тихоокеанских воздушных масс объясняют низкие температуры воздуха в Сибири, особенно в Верхоянске и Оймяконе (-68° и -71 °С).
2. С целью подготовки учащихся к формированию понятия об увлажнении необходимо продолжить практическую работу с климатическими картами, чтобы выявить закономерности распределения осадков и испаряемости по территории России.
1) Равномерно ли распределяются осадки на территории страны?
2) Где выпадает наибольшее количество осадков, где наименьшее? Как это связано с воздушными массами?
3) Какие факторы влияют на увеличение осадков?
4) Объясните причины большого количества осадков на побережье Тихого океана.
Учащиеся обычно правильно отвечают на поставленные вопросы. Наибольшее количество осадков на берегу Тихого океана связывают с летним муссоном и рельефом; большое количество осадков на западе России в умеренном поясе объясняют господством морского воздуха с Атлантики и активной циклонической деятельностью. На севере осадков выпадает мало из-за присутствия сухого арктического воздуха. Внутри материка, на юго-востоке Русской равнины, на Среднесибирском плоскогорье, осадков мало из-за господства континентального воздуха и антициклональной погоды.
Можно использовать задания из учебника на - с. 63-64, выполнение заданий также формирует умение работать с картой и объяснять выявленные закономерности в распределении осадков по территории России.
5) Чем объяснить, что наименьшее количество осадков выпадает на побережье Восточно-Сибирского моря?
3. Обобщив и сделав вывод о распределении осадков, учитель логично осуществляет переход к формированию понятия «коэффициент увлажнения». Учащимся ставится проблемный вопрос: «На побережье Восточно-Сибирского моря и на юго-востоке Русской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 200 мм). Однако на Колыме - болота, а в Поволжье - сухие степи и полупустыни. Почему?» Учитель объясняет, что отдельные показатели температуры, количества осадков не могут характеризовать целостно климатические условия территории. Только во взаимодействии, соотношении количества тепла и влаги можно определить особенности климата. Важно знать не только количество выпадающих осадков, но и количество испаряющейся влаги. Анализ карты испаряемости (рис. 32 на с. 66 учебника) показывает, что в целом её распределение совпадает с количеством суммарной солнечной радиации. Определения «испаряемость» и «испарение» нужно записать в тетрадь, т. к. они входят в список ключевых терминов темы.
Испарение - это количество фактически испарившейся воды. Зависит от температуры и влажности воздуха, от испаряющей поверхности и скорости ветра.
Испаряемость - это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях. Измеряется в мм слоя воды. Характеризует возможное испарение и сильно отличается от фактического испарения, особенно в пустыне, где испарение близко к нулю, а испаряемость - 2000 мм в год и более.
Сравнение карты испаряемости с распределением осадков позволяет увидеть разницу между этими элементами климата.
Например, в Нижнем Поволжье испаряемость 800 - 900 мм/год, а реальных осадков выпадает 200 - 300 мм/год. В Северо-Восточной Сибири количество осадков (до 200 мм/год) равно испаряемости. На Кольском полуострове осадков выпадает до 600 мм/год, а испаряемость около 400 мм/год.
Затем учитель дает определение понятию «коэффициент увлажнения» и знакомит учащихся с терминами, характеризующими увлажнение местности качественно (достаточное, недостаточное, скудное, избыточное), и приемами определения количественных показателей увлажнения местности.
Коэффициент увлажнения - это соотношение между годовой суммой осадков и испаряемостью определенной территории. Вычисляется по формуле:
Кувл. = Осадки / Испаряемость
Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат. Если коэффициент увлажнения равен единице, то увлажнение считается достаточным. Достаточное увлажнение характерно для южной границы лесной и северной границы лесостепной зоны. В зоне степей, где коэффициент увлажнения меньше единицы (0,6 - 0,7), увлажнение считается недостаточным. В Прикаспии, в зоне пустынь и полупустынь, где коэффициент равен 0,3, увлажнение скудное. Для тундры, лесотундры, тайги типично избыточное увлажнение, здесь количество выпадающих осадков превышает испаряемость и коэффициент увлажнения больше единицы.
Учитель предлагает учащимся вычислить коэффициент увлажнения для городов Архангельска, Волгограда, Магадана, Самары, Якутска.
В заключение необходимо подвести учащихся к выводу о том, что коэффициент увлажнения - важнейший интегрированный показатель, который дает четкое представление о климатических условиях территории.
IV. Закрепление материала.
С целью закрепления полученного материала проводится практическая работа по заданиям, приведенным на с. 11-12 рабочей тетради.
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: с. 61-64, закончить практическую работу на с. 11-12 рабочей тетради.