Поурочные разработки по географии - География Материки, океаны, народы и страны - Страноведение 7 класс И. В. Душина
Африка. Особенности природы Африки - Континенты и страны
Дата…….
День…….
Не так названье важно для страны
и очертания не так важны,
как важно то, кто в том краю живет,
зачем живет и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы можем лишь людей ее узнав.
«Чья Африка?» – спросите у меня,
и я отвечу вам: «Она моя,
до смерти, до скончания времен –
родная мать для всех, кто здесь рожден!»
А. Мулату, современный эфиопский поэт
Цели урока: познакомить с планом характеристики материка, сформировать общее представление об особенностях компонентов его природы, расширить и углубить знания о взаимосвязях между компонентами природы, о проявлении географических закономерностей в природе Африки; обучить составлению краткой характеристики особенностей природы материка; продолжить формирование умений анализировать климатограммы, оценивать природу материка с позиций жизни и хозяйственной деятельности людей.
Средства обучения: различные по содержанию карты Африки атласа, образцы горных пород и полезных ископаемых, таблицы “Типы климатов земного шара” (с раздаточным материалом), “Растительный мир материков”, “Животный мир материков”, учебные картины, экранные пособия по теме урока
Основные представления и понятия: географическое положение материка, литосферная плита, платформа, рельефообразующие процессы, климатообразующие факторы, типы воздушных масс, климатические пояса и области, типы климата, пассаты, западные ветры, виды вод суши, режим реки, территории внутреннего стока, природная зона, широтная зональность и высотная поясность, почва, влажный экваториальный лес, саванна, тропическая пустыня, субтропические вечнозеленые леса и кустарники.
Номенклатура: объекты береговой линии, рельефа, вод материка.
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Страноведческая характеристика территории
Объяснение учителя. В какой последовательности будут изучаться континенты и страны. Обоснование такой последовательности.
Работа с учебником (стр. 96). Анализ плана страноведческой характеристики.
2. Образ Африки
Рассказ учителя. Образное эмоциональное описание материка с опорой на наглядные средства обучения; просмотр видеоматериалов, слайдов и т. д.
3. Особенности природы Африки
Практическая работа. Определение географического положения материка и особенностей береговой линии, нанесение на карту ее объектов.
Объяснение учителя. Основные черты рельефа и полезные ископаемые Африки. Краткая история развития рельефа материка, закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Практическая работа. Анализ климатических карт материка, описание и объяснение причин особенностей климата отдельных территорий. Установление соответствия между климатограммами и типами климата Африки. Общая характеристика рек материка, объяснение их особенностей в зависимости от рельефа и климата.
Задание. Дать оценку климату и внутренним водам Африки с точки зрения благоприятности для растительного и животного мира и жизни людей. Индивидуальная или групповая работа.
Практическая работа. Составление характеристики природных зон материка на основе анализа карт атласа и средств наглядности. Индивидуальная или групповая работа или учебная ролевая игра.
Задание. Индивидуальная работа по созданию образа природного комплекса Сахары на основе анализа рисунка учебника (стр. 101, рис. 81).
4. Природные богатства Африки
Беседа. Какие природные богатства дает людям каждый компонент природного комплекса материка? Как эти богатства используются? Какие природные компоненты испытали наиболее сильное влияние хозяйственной деятельности?
Закрепление изученного
Покажите на карте элементы береговой линии Африки и объясните ее слабую изрезанность.
Согласны ли вы с утверждением, что Африка – материк равнин. Обоснуйте свой ответ.
В какой части материка много вулканов? Почему?
Какая часть материка особенно богата месторождениями осадочных полезных, какая – магматическими полезными ископаемыми? Почему?
Над какими территориями материка солнце бывает в зените два раза в год?
Какова причина передвижения воздушных масс над материком? Какая воздушная масса господствует над бассейном реки Замбези в декабре, а какая в июне?
В какой океан несет воду большая часть рек Африки? Почему? Сток каких рек изменяется в течение года? Почему?
Увеличивается или сокращается площадь Сахары? Поясните свой ответ.
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку