География 6 класс - Поурочные планы
Путешествия и географические открытия
Цели урока: Познакомить учащихся с с тем, как в течение времени изменялись представления людей о форме и природе Земли, как развивались знания людей о природе
Оборудование: карта полушарий, атласы, контурные карты, тетрадь; презентация.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Проверка домашнего задания
- Что такое география?
- Кто первым сформулировал понятие о географии?
- Какие типы географий вы знаете?
III. Изучение нового материала.
- Знания, которые мы имеем сейчас о земле, конечно же, отличаются от представлений древних людей, и будут отличаться от знаний народов, которые будут жить в будущем.
- разобьём знания людей, живущих в разные эпохи:
- первобытные люди;
- древние цивилизации;
- люди, живущие в средневековье;
- живущие в эпоху Просвещения;
- люди в современном мире
- Первый из этапов развития науки начался в первобытные времена (слайд 12)
1. Взаимодействие первобытных людей с природой
На ранних стадиях существования первобытных людей в их взаимоотношениях со средой обитания природа играла огромную роль. Древние люди, по существу, составляли один из биологических компонентов. Однако с течением времени человек становился всё более активно действующим лицом. Возрастали его умственные способности. Человек изучал природу с целью выжить; добыть пищу, не заблудиться в лесу, добыть огонь и т. д. Постепенно накапливались знания о природе.
У небольшого городка Сан-Раймундо на северо-востоке Бразилии была обнаружена скала с многочисленными древнейшими изображениями эпизодов охоты, бытовых сцен и т. д. Всего в мире насчитано около 30 тыс. таких наскальных изображений.
- Что первобытные люди знали о форме Земли в то время? (Ничего, они об этом не задумывались)
2. Мир древних цивилизаций
- Эту эпоху можно назвать точкой отсчёта существования географии.
В это время возникли и философия и астрономия и медицина и др. науки. Это время появления письменности, которая открыла возможности сохранения и передачи информации. Города в эту эпоху возникали на реках, по которым шли основные транспортные пути. Здесь могли встречаться жители разных территорий, обмениваться информацией, так происходило накопление знаний. Расширилось представление о площади мира - он оказался больше, чем представляли древние люди.
В эту же эпоху начинаются путешествия по морю. Люди задумались о форме земли, крае света и т. д. Поэтому появились первые представления. Жители Вавилона представляли мир в виде горы, на западном склоне выложен Вавилон; жители Индии представляли Земли в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь стоят на огромной черепахе; древние греки считали, что Земля имеет форму диска, который со всех сторон омывает океан.
3. Средневековье (щелчок мыши)
С развитием техники и кораблестроения люди начали совершать более дальние путешествия. Они стали из морей выходить в океан, но постепенно они стали нести и научно-экономический характер.
Люди стали высказывать предположения о шарообразности Земли.
- Что заставило людей пересмотреть взгляды о шарообразности Земли? (см. рис. 1 на стр. 5)
- Посмотрите на рисунки (слайд 13)
- Как видит наблюдающий уплывающий корабль?
- Будет ли отличаться вид корабля при условии, что Земля плоская или шарообразная?
Христофор Колумб решил доплыть до Индии и Китая не через Индийский океан, а проплыв вокруг Земли.
Сообщение ученика о Христофоре Колумбе
- В чём заслуга Колумба?
- Почему он решил двигаться именно в таком направлении, пытаясь открыть новый путь в Азию?
- Кто сможет на карте показать путешествие Христофора Колумба?
Сообщение ученика о Фернандо Магеллане
- Кто сможет на карте проследить кругосветное путешествие Фернандо Магеллана? (открыть ссылку)
- И последний этап развития науки. Он начался тогда, когда были открыты уже все материки, но природа внутри материка была ещё малоизученна. Этот этап можно условно назвать "люди в современном мире" (кнопка назад)
IV. Работа с контурной картой
Выполнение практической работы: "Нанесения маршрутов путешествий Христофора Колумба и Фернандо Магеллана". (слайд 19)
V. Задание на дом: § 2.