Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Земля - планета Солнечной системы - ВВЕДЕНИЕ
Цели: сформировать представление о Земле как части Солнечной системы; дать понятия «полюс», «экватор», «суточное вращение Земли», «годовое вращение Земли»; сформировать представление о Луне - спутнике Земли.
Оборудование: модель Солнечной системы, глобусы, атласы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
1. Взаимоопрос
Класс делится на группы по четыре человека. Каждый отвечает на один вопрос, но в обсуждении могут принять участие и другие ребята.
Вопросы
1. Расскажите о географических знаниях в древности.
2. Как изменились географические знания в Средние века?
3. Как менялось представление о форме Земли?
4. Покажите на контурных картах маршруты X. Колумба и Ф. Магеллана.
2. Географический диктант
1. Они представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой расположен их город, называемый... {Вавилон).
2. Жители Древней Индии представляли Землю в виде половины шара, который опирается на слонов, а те, в свою очередь, стоят на... {черепахе).
3. Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает... (океан).
4. Древний грек, который достиг берегов Британии и исследовал Северную Европу. (Пифей.)
5. Он совершил вместе с семьей путешествие в Китай. Длилось это путешествие 22 года. (Марко Поло.)
6. Он открыл новый морской путь в Индию. (Васко да Гама.)
7. Он открыл Новый Свет, но до конца своей жизни был уверен, что открыл западный путь в Индию. (Христофор Колумб.)
8. В 1519 г. пять кораблей отправились в кругосветное плавание, но вернулся только один корабль. Руководитель экспедиции погиб, звали его... (Фернан Магеллан.)
9. Какой материк был открыт последним? (Антарктида.)
III. Изучение нового материала
В 6 классе нам предстоит подробнее познакомиться с нашей планетой. В начальной школе вы уже изучали Землю в курсе природоведения. Сейчас мы с вами вспомним Землю и Луну.
— Итак, что мы знаем о Земле?
(Работа фронтальная, устная, но учитель может быстро и кратко записывать важную информацию, которую будут вспоминать дети. Кто сообщает важную информацию последним, получает оценку «5». Ученики не должны повторять сказанное ранее.)
— Мы вспомнили нашу Землю, но кое-что мы либо не знаем, либо забыли основательно. Подумайте и скажите, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы.
(Ученики называют вопросы, учитель записывает их на доске в виде плана. Учитель тоже может сформулировать свои вопросы. Если у учащихся нет на них ответов, вопросы записываются на доске.)
Ответы на ваши вопросы и есть задача нашего урока.
Примерные вопросы
1. Какие планеты кроме Земли вращаются вокруг Солнца?
2. Какая планета самая большая?
3. Какая планета находится ближе всех к Солнцу?
4. Что такое астероиды, кометы, метеоры, падающие звезды?
5. Что больше: Солнце или Земля?
6. За какой отрезок времени Земля вращается вокруг своей оси?
7. Почему год длится 365 дней, а каждый четвертый год длится на один день дольше?
8. Что находится на полюсах?
9. Везде ли на Земле бывают четыре времени года?
10. Почему происходит смена времен года?
— А сейчас подумайте, что вы знаете о Луне. Кто знает больше? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
(Учитель кратко записывает вопросы, которые формулируют учащиеся, и добавляет свои. Если ученики не дают правильного ответа, также записывает их на доске.)
Примерные вопросы
1. Что больше: Луна или Земля?
2. Как Луна влияет на Землю и на людей?
3. Почему мы видим всегда одно «лицо» Луны?
4. Что есть на Луне?
5. Можно ли человеку находиться на Луне без скафандра?
6. Правда ли, что лунатики — это люди с Луны?
А теперь давайте найдем ответы на наши вопросы.
Сначала объявляется операция «Поиск». Мы находим ответы в учебнике. 3 мин на поиск ответов на вопросы в § 3. Все читают. Тот, кто нашел ответ, поднимает руку. Мы выслушиваем его.
(Если ученики нашли ответы не на все вопросы, то отвечает сам учитель.)
Примерные ответы
1. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы. Астрономы решили не считать планетой Плутон, т. к. его размеры слишком малы.
2. Солнце — это звезда средней величины. Но оно в миллион раз больше Земли. Солнце — раскаленное газообразное тело, излучающее свет и тепло.
3. Кроме планет в Солнечной системе находятся кометы — небесные тела, состоящие изо льда, в который вмерзли куски пород. Слово «комета» в переводе с греческого означает «хвостатая». Кометы оставляют след в виде хвоста, который может простираться в половину неба. Люди боялись комет, видели в них предвестников будущих несчастий, эпидемий, войн.
4. Когда мы видим на небе падающие звезды, то должны понимать, что это не звезды падают на Землю, а космическая пыль, которая притягивается Землей и, входя в атмосферу Земли, полностью сгорает. Эти пылинки называются метеоритами. А более крупные небесные тела — метеоры — не успевают сгорать и падают на Землю.
5. Астероиды — это малые планеты. Их диаметр может быть около одного или нескольких километров. Столкновение с астероидом опасно для планеты. Это может привести к катастрофе.
6. Земля совершает один оборот вокруг Солнца за 365 дней 6 ч и 9 мин. Каждый год 6 ч мы не учитываем, но раз в четыре года на Земле выравнивают время, и набегающие за четыре года 24 ч (сутки) считаются в феврале 29-м днем, а этот год считается високосным.
Земля вращается вокруг Солнца по орбите — это годовой путь Земли. При вращении вокруг Солнца земная ось остается всегда в одном положении, под одним углом к орбите. В результате постоянного угла наклона земной оси Земля поворачивается к Солнцу то Северным полушарием, то Южным.
— Что происходит в результате такого вращения Земли? (Смена времен года.)
— Если в Северном полушарии, т. е. у нас, зима, на каком материке в это время лето? (В Южной Америке, в Австралии, в Антарктиде, в Южной Африке.)
— Что произошло бы на Земле, если бы она не вращалась вокруг Солнца? (Одна сторона Земли очень сильно разогрелась бы, а другая была бы в вечном холоде. Жизнь на Земле стала бы невозможна.)
7. Земля — большой магнит, она имеет магнитное поле, линии этого поля ориентированы в направлении север — юг. По этим линиям мы ориентируемся.
8. Луна — небесное тело, спутник Земли, т. к. она всегда вращается вокруг Земли, но всегда повернута к Земле одной стороной.
— Что в результате происходит на Земле? (Мы видим только одну сторону Луны.)
— Почему на Луне много кратеров от падающих метеоритов, а на Земле метеориты — явление редкое? (На Луне нет воздушной оболочки — атмосферы, в которой сгорают метеориты, падающие на Землю.)
9. Луна является причиной приливов и отливов, возникающих регулярно на берегах океанов и морей. Луна притягивает Землю, а Земля — Луну. Легче всего притягивается вода в океане. Луна движется вокруг Земли, а приливная волна бежит вслед за Луной. В течение суток прилив и отлив чередуются: 6 ч прилив и 6 ч отлив. Особенно высокие приливы бывают в узких бухтах.
IV. Закрепление нового материала
(Географический диктант.)
1. Какую форму имеет орбита Земли? (Окружность.)
2. Точки пересечения земной оси с поверхностью Земли. (Полюса.)
3. Какая планета ближе всего к Солнцу? (Меркурий.)
4. Какая планета имеет самую маленькую орбиту? (Меркурий.)
5. Скажите по-гречески слово «хвостатая». (Комета.)
6. В каком полушарии Земли мы живем? (В Северном.)
7. Как называется линия, которая находится на равных расстояниях от полюсов? (Экватор.)
8. Сколько спутников у Земли? (Один — Луна.)
9. Почему Луна светит, но не греет? (Она холодная, светит отраженным светом.)
10. Какое явление вызвано притяжением Луной вод океана? (Приливы и отливы.)
Домашнее задание
§ 3, вопросы к параграфу.
Дополнительный материал
Солнце — звезда средней величины, состоит из водорода и гелия. Наблюдатель, который решился бы посмотреть на Солнце в телескоп или бинокль, сразу бы ослеп. Увидеть то, что окружает Солнце, можно лишь при полном солнечном затмении, когда Луна полностью закрывает Солнце. В периоды наибольшей солнечной активности в атмосфере Солнца видны яркие протуберанцы. Это выбросы солнечного вещества на огромную высоту — до 500 тыс. км над поверхностью Солнца.
По мере приближения к ядру температура Солнца возрастает, достигая до 10 млн. градусов. Астрономы уверены, что Солнцу около 5 млрд. лет.
Что произойдет с Солнцем, когда иссякнут запасы водорода, за счет которого в Солнце происходят реакции, и в результате выделяется огромное количество энергии? Астрономы считают, что водорода на Солнце достаточно для поддержания свечения еще на 5 млрд. лет. А затем оно превратится в красный гигант и светить будет в 100 раз сильнее. А затем Солнце сожмется и превратится в маленькую плотную звезду — белый карлик. Земля не сможет пережить стадию красного гиганта и погибнет.
Луна — небольшое небесное тело диаметром 3476 км и массой, составляющей 1/81 массы Земли. При такой массе Луна не может удержать атмосферу. Луна вращается вокруг Земли за 27,3 суток, за это же время Луна совершает один полный оборот вокруг оси, поэтому она всегда обращена к Земле одним полушарием. Соотношение размеров Луны и Земли не настолько велико, чтобы Луну считать в чистом виде спутником Земли. Систему Луна — Земля многие астрономы считают двойной планетой.
Наблюдения показали, что на Луне есть серые пятна, их назвали морями, хотя никаких морей в нашем понимании на Луне нет. На Луне есть горы и кратеры. Некоторые кратеры имеют диаметр 240 км. Глубина кратеров может достигать 3000 м. Кратеры могли образоваться и от падения метеоритов, и от извержения собственных вулканов. На Луне есть горы: Карпаты, Альпы, Апеннины. Горные пики Апеннин поднимаются на высоту более 4570 м.