Оболочки Земли. Обобщение и контроль по теме раздела - ПРИРОДА ЗЕМЛИ

География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год

Оболочки Земли. Обобщение и контроль по теме раздела - ПРИРОДА ЗЕМЛИ

Цель

Формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами.

Задачи урока

1. Рассмотреть особенности оболочек Земли.

2. Рассмотреть видовое разнообразие оболочек Земли.

3. Раскрыть особенности взаимодействия оболочек Земли друг с другом.

4. Сформировать представление о значении оболочек для жизни и деятельности человека.

5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Краткое содержание урока

1. Видовое разнообразие оболочек Земли и их отличие друг от друга.

2. Географическая оболочка.

3. Особенности взаимодействия оболочек Земли друг с другом.

4. Обобщение и коррекция знаний и навыков деятельности по теме раздела.

Опорные знания

1. Что такое природа.

2. Что такое природный объект.

3. Чем отличается живая природа от неживой природы.

Проблемный вопрос

Почему оболочки Земли назвали именно “оболочками”?

Вопросы на репродукцию знаний

1. Что такое литосфера?

2. Чему равна мощность литосферы?

3. Что такое атмосфера?

4. На какой высоте проходит верхняя граница атмосферы?

5. Каково значение атмосферы для человека и природы Земли?

6. Что такое гидросфера?

7. Что является главной частью гидросферы?

8. Что такое биосфера?

9. Что такое географическая оболочка?

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

1. По какому признаку можно определить объект природы, относящийся к литосфере?

2. Где проходит нижняя граница атмосферы?

3. Как взаимосвязаны между собой растения и атмосфера?

4. В какой оболочке и почему зародилась жизнь на Земле?

5. Почему в состав географической оболочки входят только части атмосферы и литосферы?

6. Что является основным признаком выделения географической оболочки?

7. А как вы считаете, есть ли такие оболочки у других планет?

Практическое задание на закрепление теоретических знаний

Составление схемы, отражающей взаимное влияние природных объектов друг на друга. Объяснение характера взаимодействия указанных объектов.

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.

• Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.

• Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений.

• Описывать природные объекты.

• Объяснять особенности компонентов природы.

• Приводить примеры объектов природы.

• Проводить простейшую классификацию объектов природы, процессов и явлений.

• Различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления.

• Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

• Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Понятия и термины

Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Рекомендации к проведению урока

1. Урок целесообразно разделить на три тематические части. Первая — изучение особенностей оболочек Земли. Результаты работы оформляются в виде таблицы.

Название оболочки

Определение понятия

Особенности оболочки

Атмосфера



Гидросфера



Литосфера



Биосфера



2. Вторая часть — определение характера взаимодействия оболочек друг с другом в рамках географической оболочки. Результаты представляются в виде схемы. Для каждого направления взаимодействия учащиеся должны привести примеры.

3. Третья часть — выполнение практического задания на объектном уровне.

4. Обобщение и контроль знаний и навыков деятельности проводится на основе итоговых заданий учебника или дидактических материалов УМК.

5. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.

6. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.

Рекомендации к выполнению практического задания

В качестве объекта для рассмотрения характера взаимодействия оболочек целесообразно использовать древесное растение. Работу можно выполнить в виде схемы, отражающей характер взаимодействия компонентов природы друг с другом. Примерный вид схемы.

Ответы на задания тестовой части тетради-практикума

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля

1

В

1

А

2

А

2

В

3

Б

3

Б

4

В

4

В

5

А

5

В

6

Б

6

БВ

7

В

7

АБГ

8

А

8

1 Б 2 А 3 В 4 Г

9

1 Г 2 А 3 Б 4 В

9

1 Б 2 Г 3 А 4 В

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля (итоговые)

Ответы на итоговые задания по теме раздела учебника

1

Б

1

В

2

Г

2

Б

3

А

3

А

4

Б

4

А

5

Б

5

В

6

В

6

X В

7

АВ

7

АВГЕЖ

8

АБГ

8

1 Б 2 В 3 А 4 Г

9

1 Б 2 А 3 А 4 Б

9

1 А 2 Б 3 Г 4 В

10

1 Б 2 Г 3 А 4 В






Для любых предложений по сайту: [email protected]