География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Вокруг света под русским флагом - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Цель
Формирование представлений о роли русских путешественников в открытии Антарктиды.
Задачи урока
1. Рассмотреть причины и следствия экспедиций, организованных русскими путешественниками.
2. Рассмотреть направления и основные районы исследований.
3. Познакомить обучающихся с выдающимися русскими путешественниками.
4. Раскрыть практическое значение экспедиций.
5. Сформировать представление о значении экспедиций для формирования знаний о Земле.
6. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Первое русское кругосветное плавание.
2. Открытие Антарктиды.
Опорные знания
1. Первое кругосветное плавание.
2. Открытие Америки, Австралии.
3. Сложности открытия Антарктиды.
Проблемный вопрос
Почему российские мореплаватели совершили первое кругосветное плавание только через 300 лет после плавания экспедиции Магеллана?
Вопросы на репродукцию знаний
1. В каком году состоялась первая русская кругосветная экспедиция?
2. Кто являлся руководителем первой русской кругосветной экспедиции?
3. Как назывались суда первой русской кругосветной экспедиции?
4. Что такое айсберг?
5. Кто являлся руководителем русской экспедиции к берегам Антарктиды?
6. Как назывались корабли экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Какую цель ставили организаторы первой русской кругосветной экспедиции?
2. Почему Ю. Лисянский вернулся из плавания раньше И. Крузенштерна?
3. Почему после плаваний Дж. Кука никто не пытался повторить попытку открытия Антарктиды?
4. Почему Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев решили, что открыли новый материк?
5. Почему об экспедиции к берегам Антарктиды можно судить только по рисункам к научным отчетам ее участников?
6. Почему айсберги опасны для мореплавателей?
Практические задания на закрепление теоретических знаний
Ответ на вопрос “Почему контуры береговой линии Антарктиды не остаются постоянными?” на основе анализа легенды карты.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе.
• Использовать текстовый и картографический источники географической информации для анализа тематического содержания.
• Описывать по картам маршруты путешествий.
• Объяснять особенности природы и жизнедеятельности человека на отдельных территориях.
• Приводить примеры географических объектов и показывать их на карте.
• Различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
• Составлять описания путешествий с использованием различных источников географических знаний.
• Сопоставлять тематическую информацию, представленную в различном виде.
• Формулировать причинно-следственные связи между событиями.
Понятия и термины
Айсберг.
Географическая номенклатура
Антарктида, Аляска, Камчатка.
Персоналии
Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев.
Рекомендации к проведению урока
1. Весь урок можно построить на сопоставлении исторических событий, связанных с освоением Земли.
2. На первом этапе сопоставляется путешествие Фернана Магеллана и экспедиция Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Результаты заносятся в таблицу.
Путешествие экспедиции Ф. Магеллана |
Экспедиция И. Крузенштерна и Ю. Лисянского |
|
Даты проведения |
1519—1522 годы |
1803—1806 годы |
Цель путешествия |
Достичь Азии, следуя на запад |
Оказание помощи русским поселениям на Аляске |
Результат путешествия |
Доказана шарообразность Земли и возможность совершения кругосветного плавания, открыт проход из Атлантического океана в Тихий океан |
Открытие небольшого острова |
3. По результатам работы формулируется вывод о научном и практическом значении первого русского кругосветного путешествия.
4. На последующем этапе работы проводится сопоставление путешествий Джеймса Кука и экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Оформление результатов работы аналогично предыдущему этапу.
Путешествие Дж. Кука |
Экспедиция Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева |
|
Даты проведения |
1. 1768—1771 годы 2. 1772—1775 годы 3. 1776—1779 годы |
1819—1821 годы |
Цель путешествия |
1. Исследование прохождения Венеры через диск Солнца, поиски так называемого Южного материка. 2. Продолжение исследования южных морей, поиск Южного материка. 3. Открытие Северо-Западного прохода — водного пути, соединяющего Атлантический и Тихий океаны |
Исследование южных полярных широт, проникновение как можно ближе к Южному полюсу и окончательное решение загадки Южного материка |
Результат путешествия |
1. Основная заявленная цель — наблюдение прохождения Венеры через диск Солнца — была выполнена, вторая задача — открытие Южного материка — не была выполнена. 2. Первая часть цели выполнена, вторая — нет. 3. Основная цель экспедиции — открытие Северо-Западного прохода — не была достигнута, но были открыты некоторые острова |
Открытие материка Антарктида |
5. Рефлексия проводится на тематическом и деятельностном уровнях.
6. Домашнее задание учитель дозирует в зависимости от специфики ученического коллектива и целеполагания собственной деятельности.
Рекомендации к выполнению практического задания
Для выполнения задания необходимо воспользоваться текстовым описанием, иллюстрациями к параграфу и картографическими материалами учебника и атласа. Сопоставление материала для ответа на поставленный вопрос лучше начать с анализа легенды карт, обратив внимание на обозначение айсбергов и ледников. Далее по тексту можно выделить описания прибрежных участков и особенности навигации в данных районах. В заключение формулируется вывод о причинах непостоянства контуров береговой линии материка. Результаты работы представляются в виде логической цепочки.
Низкая температура воздуха на протяжении всего года |
Выпадение осадков в твердом виде |
Накопление и прессование снега |
Образование ледяного панциря |
Откалывание больших по объему масс прессованного снега и льда |
Образование айсбергов |
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
Б |
1 |
Б |
2 |
В |
2 |
А |
3 |
Б |
3 |
А |
4 |
А |
4 |
Б |
5 |
Б |
5 |
А |
6 |
В |
6 |
АВ |
7 |
1 Б 2 В 3 А |
7 |
АГ |
8 |
1 Б 2 А |
||
9 |
1 В 2 А |