География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
По следам путешественников каменного века - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Цель
Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми.
Задачи урока
1. Рассмотреть возможность путешествий древних людей по просторам Тихого океана.
2. Познакомить учащихся с путешественниками современности.
3. Раскрыть причины организации путешествия Туром Хейердалом.
4. Сформировать представление о значении путешествия Тура Хейердала.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Причины освоения Земли древними людьми.
2. Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли.
3. Роль Тура Хейердала в формировании представлений современного человека о возможности освоения Земли древними людьми.
Опорные знания
1. Способы путешествий.
2. Трудности, которые могут встать перед любым путешественником.
Проблемный вопрос
О чем могли говорить путешественники в древности у карты перед дальним плаванием?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Назовите имя путешественника, доказавшего возможность заселения островов Тихого океана из Южной Америки.
2. Как называлось плавательное средство экспедиции?
3. Почему исследователи не смогли завершить свое путешествие?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Почему некоторые острова в океане остаются незаселенными до сегодняшнего дня?
2. Как можно доказать, что древние люди совершали длительные путешествия?
3. Объясните фразу: “Тур Хейердал доказал не заселение островов Тихого океана людьми из Южной Америки, а только такую возможность”.
Практическое задание на закрепление теоретических знаний
Нахождение на географической карте Тихого океана, Южной Америки и подписание на контурной карте мира этих названий.
Практические работы на формирование учебных действий
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде в параграфе.
• Использовать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде для решения учебных задач.
• Наносить на контурную карту географические объекты.
• Описывать по картам маршрут следования экспедиции Тура Хейердала и возможные пути заселения островов Тихого океана древними людьми.
• Объяснять результаты и значение экспедиции Тура Хейердала для развития географических знаний.
• Приводить примеры географических объектов, связанных с путешествиями древних людей и экспедицией Тура Хейердала, и показывать их на карте.
• Различать и сравнивать результаты путешествий древних и современных людей.
• Составлять описание путешествия Тура Хейердала с использованием географической информации, представленной в текстовом и иллюстративном виде в параграфе.
• Формулировать вывод о значении путешествия Тура Хейердала.
Понятия и термины
Путешествие.
Географическая номенклатура
Тихий океан, Южная Америка, Азия.
Персоналии
Тур Хейердал.
Рекомендации к проведению урока
1. Урок является первым по тематике раздела. Следовательно, учителю необходимо познакомить обучающихся с содержанием данного раздела, отметить значение поэтапного освоения Земли человеком.
2. Тематическая часть урока начинается с постановки проблемного вопроса о возможности организации путешествий древних людей с целью заселения островов Тихого океана. Наличие проблемной ситуации должно повысить мотивацию изучения темы.
3. При рассмотрении вклада Тура Хейердала в поиск доказательств возможности заселения древними людьми островов Тихого океана из Южной Америки необходимо обратить внимание на то, что его экспедиция решила повторить не только сам предполагаемый маршрут заселения, но и использовать традиционные для данных народов плавательные средства. Данный этап урока целесообразно проводить в форме беседы с учащимися.
4. Заключительную часть урока можно организовать в форме игры “Подготовка к путешествию”, в рамках которой рассмотреть варианты оснастки экспедиции. В результате групповой работы учащиеся сформируют список принадлежностей с объяснением целесообразности их использования.
5. Практическое закрепление номенклатуры по теме стоит осуществлять в два этапа. Первый — обучение показа площадных географических объектов на карте. Второй — обучение обозначению географических объектов на контурной карте. Для реализации данного этапа можно воспользоваться настенной физической картой мира на бумажном или электронном носителе.
6. При организации индивидуальной практической работы выбирается мировая контурная карта на бумажном носителе. Обучающимся необходимо объяснить особенности нанесения надписей на контурную карту и оформления ее легенды.
7. Рефлексию можно проводить по двум направлениям: тематическому и деятельностному.
8. Домашнее задание выдается учащимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.
Рекомендации к выполнению практического задания
Для выполнения задания используется физическая карта мира. При нанесении объектов на контурную карту используются рекомендации из раздела “Рекомендации к выполнению практической работы”.
Рекомендации к выполнению практической работы
Работа на контурной карте осуществляется только карандашами. Для работы используется контурная карта мира. Названия географических объектов одного вида подписываются одинаковым по размерам и цвету шрифтом. Названия географических объектов не должны выходить за их контуры. При невозможности нанесения названия географического объекта в рамках контура объекта используется цифровое обозначение, которое расшифровывается в легенде карты. Варианты используемых обозначений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются. На контурную карту наносятся объекты, указанные в разделе “Географическая номенклатура”.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
Б |
1 |
Б |
2 |
В |
2 |
В |
3 |
А |
3 |
В |
4 |
Б |
4 |
Б |
5 |
В |
5 |
Б |
6 |
Б |
6 |
АГ |
7 |
Б |
||
8 |
В |
||
9 |
А |