География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.
Хозяйство стран Европы
Цели: сформировать представление о хозяйстве стран Европы, ознакомиться с особенностями отраслевого состава промышленности, особенностями развития сельского хозяйства Европы.
Оборудование: экономическая карта Европы, политико-административная карта Европы.
Тип урока: урок-лекция.
Ход урока
I. Опрос
Задания на проверку знания фактического материала:
1. Дайте оценку ЭГП Европы и его влияния на экономическое развитие региона.
2. В чем особенность национального состава Европы?
3. Какие из регионов Европы имеют неблагоприятное или, наоборот, очень благоприятное географическое положение?
4. Выберите вариант, где правильно указана принадлежность страны к субрегиону Европы:
а) Дания - Южная Европа; б) Греция — Восточная Европа; в) Греция — Северная Европа; г) Бельгия — Южная Европа; д) Германия - Западная Европа.
5. Какие страны с монархической формой правления есть в Европе?
6. Выберите вариант, в котором правильно указана языковая группа и религия населения Норвегии:
а) германская группа, православие;
б) романская группа, ислам;
в) финская группа, протестантизм;
г) германская группа, протестантизм;
д) германская группа, католицизм.
7. Какая из указанных агломераций является самой южной?
а) Лондонская; б) Миланская; в) Парижская; г) Верхнесилезская; д) Рурская.
8. Перечислите крупнейшие агломерации Франции.
9. Какие изменения на политической карте Европы произошли в 90-е годы XX века?
Задания на понимание причинно-следственных связей:
1. Назовите основные направления трудовой миграции в Европе. Объясните причину преобладания именно этих направлений.
2. В чем заключается главная закономерность распространения религий по странам Европы?
3. Расскажите о влиянии религий на экономику стран Европы.
4. В чем проявляется демографический кризис в Европе? На что направлена демографическая политика?
5. Какие черты населения свидетельствуют о высоком уровне развития стран Европы?
II. Изучение нового материала
Природные ресурсы и их влияние на экономику региона
Вопрос: Вспомните, какие виды природных ресурсов вы знаете. (Один из учеников записывает ответ на доске, остальные — в тетрадях.)
Комментарии для учителя. Работа производится в группах. Количество групп должно соответствовать количеству рассматриваемых природных ресурсов. Учитель выдает по одному листу с названием природного ресурса на группу.
Задание: рассмотреть особенности данного ресурса в Европе, записать одну качественную или количественную черту ресурса. Затем группы меняются листами. Учащиеся следующей группы читают, что записано предыдущими учащимися, и дополняют запись другими особенностями этого же ресурса.
После того как группы выполнят задание, один из учеников от каждой группы читает записи, полученные в результате коллективной работы. Класс делает вывод об обеспеченности Европы данным ресурсом. Выводы кратко записываются на доске.
Результаты работы можно зафиксировать в таблице:
Вид ресурса |
Северная Европа |
Западная Европа |
Южная Европа |
Восточная Европа |
Минеральные ресурсы: |
||||
Каменный уголь |
Германия, Великобритания |
Польша |
||
Бурый уголь |
Германия, Великобритания |
Польша, Венгрия, Румыния, Чехия |
||
Нефть |
Великобритания |
Румыния |
||
Газ |
Норвегия |
Румыния |
||
Железная руда |
Швеция |
Бельгия |
Венгрия |
|
Алюминиевые руды |
Франция |
Греция |
||
Каменная соль |
Польша |
|||
Сера |
Франция |
Польша |
||
Лесные ресурсы |
Обеспечены лесными ресурсами страны Северной Европы достаточно |
|||
Водные ресурсы |
обеспечены |
Не смотря на наличие крупных рек, сказать что ресурсообеспеченность высокая нельзя |
слабо обеспечены |
обеспечены |
Земельные ресурсы |
слабо обеспечены |
обеспечены |
обеспечены |
обеспечены |
Агроклиматические ресурсы |
Неблагоприятные для выращивания теплолюбивых культур |
Благоприятные для выращивания культур умеренного пояса |
Благоприятные для выращивания теплолюбивых культур |
На севере - благоприятные для выращивания культур умеренного пояса, на юге региона - для выращивания теплолюбивых культур |
Рекреационные ресурсы (приморские, приозерные, горные, Бальнеологические) |
обеспечены |
обеспечены |
обеспечены |
обеспечены |
После проверки качества заполнения таблицы, следует сделать вывод о природно-ресурсном потенциале различных субрегионов Европы, а также выделить природные ресурсы, которые влияют на развитее экономики стран Европы.
Промышленность
Комментарии для учителя. Работа производится в группах. Класс разбивается на несколько групп, каждая из которых получает задание охарактеризовать какую-либо из отраслей промышленности: черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, электроэнергетика, легкая промышленность.
Задание: Пользуясь текстом и рисунками учебника, а также картами атласа, дайте характеристику одной из отраслей промышленности Зарубежной Европы. Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определите их распределение по странам. Укажите страны, поставляющие сырье и страны, покупающие готовую продукцию. После выполнения задания группы знакомят класс с результатами своей работы.
Электроэнергетика
В процессе доклада одного из учащихся группы класс заполняет схему:
Электроэнергетика
Европейское Сообщество по Атомной Энергии (Евратом) - интеграционная группировка 12 стран-членов ЕС. Создано в 1958 г. с целью объединения ресурсов ядерного сырья и атомной энергетики стран-участниц. Штаб-квартира в Брюсселе.
Черная металлургия
В процессе выступления группы учащиеся должны заполнить схему «Виды металлургических баз Европы. Названия районов»:
а) На собственном угле и привозной руде.
б) На собственной руде и привозном сырье.
в) На пересечении транспортных путей.
Приведите примеры данных видов металлургических баз в Европе?
Какое влияние оказывает НТР на черную металлургию Европы?
Какое влияние оказывает постиндустриальное развитие Европы на развитие черной металлургии?
Европейское Объединение Угля и Стали (ЕОУС) - интеграционная группировка 12 стран - членов ЕС. Создано в 1951 году. Контролирует практически всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки чугуна и стали, около 50% добычи железной руды в Западной Европе. Штаб- квартира в Брюсселе.
Цветная металлургия
После выступления группы, изучающей цветную металлургию, всем ученикам можно предложить составить картосхему в тетради или в контурных картах, а один из учеников работает у магнитной доски с элементами картосхемы.
Медная промышленность
Выбрать страны, в которых развита медная промышленность. Расположите их на схеме в соответствии с их географическим положением.
Выделите штриховкой страны, обладающие собственными запасами сырья. Какой вывод можно сделать? (Медная промышленность представлена в основном в странах, где нет своего сырья, кроме Югославии, Польши. Это говорит о том, что медная промышленность зависит от поставок импортного сырья, в основном из Южной Африки и Южной Америки. Поэтому большинство заводов должно располагаться вдоль побережья этих стран или у потребителя, или около источников сырья.)
Закончить схему стрелками, показывающими направления поставок сырья для медной промышленности.
Алюминиевая промышленность
Составить картосхему, показать страны, имеющие свое сырье и страны, работающие на импортном сырье.
Страны, имеющие свое сырье: Франция, Италия, Венгрия, Румыния.
За счет чего страны, не имеющие собственного сырья, являются производителями чистого алюминия? (Норвегия, Швейцария, Австрия, Германия обладают высоким гидропотенциалом и, следовательно, дешевой электроэнергией. А алюминиевая промышленность является одной из самых энергоемких отраслей мира.)
Закончить схему необходимо стрелками, показывающими основные направления грузоперевозок сырья для алюминиевой промышленности.
Машиностроение
После того как группа, изучающая машиностроение, ознакомила класс с результатами работы, учащиеся, пользуясь картами атласа, текстом учебника, схемой «Природные ресурсы — отрасль экономики» отвечают на вопрос: «Какие отрасли машиностроения имеют благоприятные условия для развития в Европе, какие развиты на самом деле?»
Ученики выделяют отрасли машиностроения, имеющие благоприятные условия для развития: электротехника (квалифицированные рабочие руки), наукоемкие отрасли (достаточно высокий уровень развития науки и техники), судостроение (географическое положение, зависимость от импортного сырья), автомобилестроение (необходимость в автомобильном транспорте, связи с малой площадью стран; высокая степень развития экономики), авиастроение.
Легкая промышленность
Работа с текстом учебника.
1. Назовите этапы развития легкой промышленности в Европе. (С легкой промышленности началась индустриализация Зарубежной Европы — Ланкашир, Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лион во Франции, Милан в Италии; сейчас легкая промышленность Европы во многом уступает позиции развивающимся странам, предприятия легкой промышленности сохранились в Южной Европе, особенно выделяются в производстве Португалия и Италия.)
2. Назовите причины, по которым страны Европы уступают свои позиций на рынке легкой промышленности. (Продукция развивающихся стран из-за низкой цены более конкурентоспособная, чем продукция стран Европы. В развивающихся странах дешевая рабочая сила. Страны Европы с успехом производят другую более доходную продукцию и т. д.)
3. Какие страны Европы продолжают развивать легкую промышленность? Почему? (В последние десятилетия легкая промышленность смещается в Южную Европу, так как там еще есть резервы рабочей силы, сохраняются национальные традиции. Есть предприятия легкой промышленности и во Франции, Великобритании, Италии — всем известные модные дома. Греция известна всему миру как фабрика меха.)
III. Закрепление изученного материала
Найти на карте с помощью текста учебника и знаний, полученных на уроке районы Европы: старопромышленные, новые, депрессивные, столичные, нового освоения, технополисы. Ответ оформите в виде схемы.
Полученная схема может иметь такой вид:
Районы Европы
Слабоиндустриальные: Ю-3 Франции, Юг Италии, Греция, Португалия, Югославия |
Депрессивные: Уэльс, Саар, Лотарингия, Верхняя Силезия |
Высокоразвитые: Ю-В Великобритании, Северная Италия, Юг ФРГ |
Нового освоения: Северная Швеция, Северное море |
Новейших и наукоемких отраслей Ю-В Великобритании, Северная Италия, Парижский, Южные районы Скандинавии |
IV. Домашнее задание
1. Найдите в тексте учебника ответы на вопросы № 2, 3.
2. Для тех, кто испытывал трудности при изучении новой темы — читать текст учебника.