Английский язык - Книга для учителя 8 класс О. В. Афанасьева - 2015 год
Предисловие
Одним из важнейших достижений нашего времени в области преподавания иностранного языка в средней школе является возможность образовательных организаций и учителей выбирать базисный учебник английского языка и компоненты к нему. Естественно, что каждый учительский коллектив пытается остановить свой выбор на тех учебниках и компонентах к ним, которые соответствуют современным целям и задачам обучения.
УМК-VIII соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и учитывает требования, изложенные в действующей примерной программе обучения английскому языку в общеобразовательной школе1.
Основные цели, на достижение которых направлено изучение английского языка в восьмом классе, связаны с развитием иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной).
Под речевой компетенцией понимается развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
Языковая компетенция представляет собой овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы. Она также включает освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли на родном и иностранном языках.
Благодаря социокультурной/межкультурной компетенции школьники приобщаются к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах обучения. У учащихся формируются умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения.
Компенсаторная компетенция — это развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Учебно-познавательная компетенция предполагает дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Не менее важной целью при изучении английского языка является развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. Соответственно большое значение приобретает интегративный подход, который предполагает комплексное решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера, наряду с развитием умений иноязычного речевого общения. Воспитательный потенциал иностранного языка включает в себя:
— “формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путём информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек”2.
Отметим, что коммуникативная цель является ведущей на уроках английского языка на основе УМК данной линии и в процессе её реализации предусмотрено воспитание, общее и филологическое образование и личностное развитие восьмиклассников.
Задания учебника способствуют развитию у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации. Курс ориентирован на развитие школьников как личностей, способных участвовать в межкультурном общении, проявляя при этом толерантность, терпимость к иным воззрениям, отличным от их собственных. Использование иностранного языка как средства приобретения новой информации об окружающем мире способствует расширению общего кругозора восьмиклассников. Филологический кругозор учащихся расширяется в процессе знакомства с новыми лингвистическими явлениями и понятиями.
Учебные материалы для УМК-VIII отбирались с учётом необходимости реализовать основные задачи предметной области “Филология”, в которую входит иностранный язык как учебный предмет. Согласно ФГОС основного общего образования, филологическое образование обеспечивает “изучение языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятным, выражать внутренний мир человека”3.
Результаты обучения по УМК-VIII в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования могут быть представлены на трёх уровнях: личностном, метапредметном и предметном.
К личностным результатам обучения по УМК-VIII можно отнести осознание важности изучения английского языка, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности даёт владение иностранным языком для дальнейшего образования, будущей профессии. Изучение английского языка будет способствовать совершенствованию коммуникативной культуры школьников. Авторы постарались наполнить УМК-VIII достаточным количеством учебных ситуаций, способствующих духовно-нравственному воспитанию школьников, их приобщению к ценностям российского общества, формированию правильного отношения к учёбе, новациям в области науки и техники и т. д. Материалы страноведческого характера в УМК-VIII помогут восьмиклассникам в осознании культуры стран изучаемого языка и толерантного отношения к её проявлениям, а также дадут возможность глубже сопоставить реалии родной и иноязычной культур.
Говоря о метапредметных результатах, отметим, что УМК-VIII построен таким образом, чтобы с его помощью учащиеся могли развивать и совершенствовать свои навыки и умения в учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся при изучении всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять её поиск, анализ, обобщение, выделение и фиксацию главного. Включение в УМК проектных заданий способствует развитию исследовательских умений; разделы для повторения ранее изученного и самопроверки помогают восьмиклассникам провести рефлексивный анализ качества усвоения материала, учат адекватно оценивать уровень своих учебных достижений.
К предметным результатам изучения английского языка в восьмом классе мы отнесём приближение учащихся к пороговому уровню владения английским языком как средством общения. Ожидается, что к концу учебного года школьники смогут демонстрировать следующие результаты:
в области говорения
• высказываться в монологической форме в типичных для учащихся данного возраста ситуациях общения, сообщать краткие сведения о странах изучаемого языка;
• вести диалог-расспрос и этикетный диалог в стандартных ситуациях общения, соблюдая при этом нормы речевого этикета, используя характерные для разговорной диалогической речи клише;
• делать краткие сообщения, презентации, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному или услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
в области аудирования
• понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных текстов, построенных на изучаемом материале, но содержащих в небольшом количестве незнакомые языковые явления, о значении которых возможно догадаться на основе контекста;
• определять тему текста, выделять главные факты, находить значимую информацию;
в области чтения
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров как с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста), так и с полным и точным пониманием всей содержащейся в тексте информации (при этом учащиеся опираются на языковую догадку, выборочный перевод, учатся использовать справочные материалы);
в области письма и письменной речи
• составлять письменные высказывания описательного или повествовательного характера в соответствии с ситуацией общения;
• заполнять анкеты и формуляры;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;
• кратко излагать результаты проектной работы;
• совершенствовать орфографические навыки.
В плане языковой компетенции учащиеся восьмого класса овладевают заложенным в содержании УМК-VIII и представленным детально в поурочном планировании лексическим, грамматическим и фонетическим материалом, учатся его использовать при решении коммуникативных задач. В целом предполагается, что данный языковой материал позволит восьмиклассникам общаться на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках предложенных ситуаций общения.
В отношении социокультурной компетенции учащиеся знакомятся с системой образования и средствами массовой информации Великобритании, с транспортной системой и магазинами Лондона, а также с выдающимися людьми Соединённого Королевства. Они расширяют свои представления о географическом и политическом устройстве Соединённого Королевства, Канады, приобретают новые сведения об иных европейских странах, мировой географии.
Развитие компенсаторной компетенции в УМК-VIII связано в основном с развитием умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе диалогического общения при помощи специальных клише (переспрос, уточнение, просьба пояснить), словарных замен, а также жестов и мимики. Не менее важно умение использовать языковую догадку.
Учебно-познавательная компетенция формируется в процессе овладения восьмиклассниками общеучебными и специальными умениями, необходимыми для приобретения новых умений и выполнения учебных заданий. Так, восьмиклассники учатся совершать действия на основе образцов, опор, работать с информацией, анализируя её, выявлять сходства и различия между русским и английским языками, выделять реалии культуры стран изучаемого языка и сопоставлять их с реалиями родной культуры, пользоваться справочным материалом.
УМК-VIII, как и все учебники данной линии, реализует личностно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный и межкультурный подходы к обучению иностранным языкам.
1 Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5—9 классы. — 4-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2011.
2 Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5—9 классы. — 4-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2011. — С. 6—7.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — С. 10.