Английский язык книга для учителя 4 класс - И. Н. Верещагина - 2016 год
Travelling and Transport - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД УЧЕБНЫМИ СИТУАЦИЯМИ
В течение занятий этого периода учащимся предлагаются три учебные ситуации “Travelling and Transport”, “Hobbies”, “America (The USA), I” (см. “Планирование”, уроки 31—49, periods 71—115).
УРОКИ 31—49 (periods 71—115). Особенностью обучения английскому языку в третьей четверти в рамках УМК-4 является значительное углубление страноведческих знаний о ведущей стране англоговорящего мира — Америке. При этом сведения даются по возможности систематизированно, в хронологической последовательности. Хотя у учащихся 4 класса география и история не выделяются в отдельные предметы, вероятно, к этому времени у них имеются определённые представления об этой стране, её положении в современном мире, её влиянии, её истории и культуре. Возможно, не всегда эти сведения в достаточной степени корректны. На занятиях, посвящённых теме “America (The USA)”, у учителя появляется возможность скорректировать отрывочные знания своих учеников, показать им, как начинала развиваться эта страна, дать элементарные сведения о её истории, культуре, обычаях. Здесь необходимо отметить, что обязательным компонентом усвоения этой темы является обращение к материалам уроков домашнего чтения (уроки 12, 13, 14), где рассказывается об американских праздниках, как они отмечаются, раскрываются некоторые традиции страны и её народа.
Лексико-грамматический материал третьей четверти тесно увязан с лексикой и грамматикой предыдущих четвертей. Большая часть времени по-прежнему должна отводиться усвоению настоящего совершенного времени (the Present Perfect Tense). На уроке 45 учащиеся знакомятся со вторым вариантом употребления времени Present Perfect Durative. Это достаточно сложная для понимания грамматика, тем более что на русский язык предложения типа I’ve known him since 1990. He has been here for 3 days (Я знаю его с 1990 г. Он (находится) здесь 3 дня) переводятся настоящим временем. Здесь важно показать учащимся, что в этих случаях говорящего интересует не просто конкретная дата пребывания где-то в течение определённого времени или факт знакомства с людьми на протяжении нескольких лет, но и непрерывность этого процесса. Действие, которое началось в прошлом, непрерывно продолжается и до момента говорения. Целесообразно подчеркнуть, что это время употребляется в основном с тремя глаголами — to be, to know, to have, которые (для учащихся на этой ступени обучения) не употребляются в настоящем продолженном времени. Для всех остальных глаголов в этих случаях характерно другое время, с которым учащиеся познакомятся в 5 классе. Необходимо отметить, что маркером этого времени являются предлоги for и since, при помощи которых и даётся указание на тот период времени, когда действие началось в прошлом (в течение которого оно длится). Если же этот период времени описывается отдельным предложением, то в нём употребляется простое прошедшее время.
I have known him since he came to Moscow.
Я знаю его с того момента, как он приехал в Москву.
He has had the book since he bought it in London.
У него эта книга с тех пор, как он купил её в Лондоне.
На занятиях в третьей четверти учащиеся продолжат знакомиться с явлением словообразования в английском языке. Элементы этого процесса уже известны учащимся по материалам УМК-2, УМК-3, а также первых двух четвертей УМК-4. Рубрики Look, Read, Remember! (уроки 37, 41, 43) систематизируют и обобщают в определённой степени знания, частично известные учащимся, и предлагают новые модели словообразования.
Важно, чтобы учащиеся 4 класса ясно представляли себе, что основными способами словообразования в современном английском языке являются конверсия, аффиксация (деривация) и словосложение. Грамматический справочник, помещённый в конце второй части учебника, достаточно подробно раскрывает эти явления современного английского языка.
Важным элементом является ознакомление учащихся с тем, что в английском языке многие глаголы управляются определённым предлогом (to happen to sb, to be interested in sth, to be fond ofsth). Очень часто от того, какой предлог используется после глагола, зависит семантика всего высказывания (to look at, to look after, to look for; to get on, to get up, to get off и т. д.). Работе с предлогами должно уделяться достаточно времени на занятиях.
Учебная ситуация “Travelling and Transport”
УРОК 31 (periods 71, 72). На этом уроке, первом после достаточно длинных каникул, важно вспомнить, когда учащиеся используют Present Perfect, и разграничить сферу его употребления с уже хорошо известным им простым временем Past Indefinite. Ещё раз можно напомнить формальные слова-маркеры этих двух времён, свести их в таблицу, которую неплохо бы иметь всегда перед глазами. Уместно также пояснить учащимся, что иногда очень близкие контексты я только что видел его и я видел его минуту назад будут передаваться на английском языке различными временами, и таким образом ещё раз привлечь внимание учащихся к различию этих двух времён.
Выполнению этих задач помогают упр. 2 и 3. При необходимости учитель может составить подобные задания сам. Важный момент здесь:
а) констатация результата (I have done);
б) сообщение или вопрос о том, когда событие произошло (I did).
На этом же уроке нелишне напомнить ученикам, что наречия неопределённого времени стоят перед главным смысловым глаголом (I have just seen him. Нe has already done it), но после глаголаto be — He is always late.
В определённой степени усвоению различия между Past Indefinite и Present Perfect могут помочь задания по употреблению этих времён в типовых структурах. Представляется целесообразным тренировать их в мини-диалогах или мини-ситуациях следующего типа:
1) — Have you seen him this morning?
— Yes, I have. He was in the library.
(It is 10 in the morning. The morning is not over yet.)
2) — Did you see him in the morning?
— Yes, I did. He was in the library.
(It is 6 in the evening now. The morning is over.)
3) — How long have you been here?
— I’ve been here since Monday.
4) — Do you know Nick?
— Yes, I do.
— How long have you known him?
— Since 1991 (for 10 years).
5) — Nick! Look! You’ve broken the cup.
6) — Have you ever been to Moscow?
— Yes, I have.
— When were you there?
— I was there last year.
7) — Have you ever spoken to Nick?
— Yes, I have.
— When did you speak to him last?
— I did it yesterday evening.
8) — Oh, Jack! You’re back! I haven’t seen you for a long time!
— How’ve you been?
— Just fine. It’s been a long time.
Упр. 10 даёт возможность разнообразить речь учащихся в плане выражения оценки того или иного явления. Это представляется весьма важным, так как, как показывает практика, любым прилагательным положительной оценки у школьников является лексема good.
УРОКИ 32, 33 (periods 73—76) предлагают материал сказки “Волшебная горчица” в качестве текстов для чтения. Думается, что после тренировочной работы возможно инсценировать эту сказку и разыграть её по ролям.
Определённый интерес у учащихся могут вызвать задания, сформулированные в виде вопроса, как, например, в упр. 21, урок 33. Они способствуют творческому мышлению учащихся, учат их логически развивать сюжет действия, способствуют развитию воображения.
Подобные задания очень хорошо выполнять в виде соревнования на лучший конец сказки (истории). Однако следует похвалить каждую творческую инициативу учащихся, даже если в их ответе было много ошибок, но и критика не помешает: указать на нелогичность и т. д.
Очень важным моментом урока 33 является дифференциация двух английских лексем who и which, обе они переводятся на русский язык одним и тем же словом. Учитель может познакомить учащихся с этим явлением, дав им возможность самим вывести правило. Для этого достаточно внимательно проанализировать примеры упр. 12. Может быть, учащимся потребуется подсказка в плане того, чем, собственно, слова people, boy, girls отличаются от слов book, castle, trip.
УРОКИ 34—36 (periods 77—83). Очень важное лексико-грамматическое явление, предлагаемое в уроке 34, — эквивалент глагола must. Учащимся следует объяснить, что традиционно в английском языке говорящие стараются не использовать глагол must в повелительном наклонении, так как это звучит категорично. Фраза You must do it требует определённого контекста. Она уместна в том случае, если действительно выполнение того или иного действия — долг со стороны того, к кому обращена речь. В английском языке обычно предпочитают смягчённые варианты выражения долженствования, одним из которых является эквивалент глагола must — to have to do sth.
Указанный оборот употребляется в том случае, если то или иное действие приходится выполнять из-за соответствующих обстоятельств: 1) It is late. I have to go home. 2) Jane is leaving Moscow tomorrow morning. She has to get up early.
В современной разговорной речи довольно часто употребляется форма I’ve got to do sth вместо I have to do sth:
1) I’ve got to go home. 2) She’s got to get up early.
Вопросительная и отрицательная формы данного оборота строятся при помощи вспомогательного глагола do/does или did.
Рассматриваемый оборот даётся в тексте упр. 4 и отрабатывается далее в упр. 5, урок 34, а также в упр. 5, 6, урок 36.
Вводя глагол to arrive (урок 34), важно объяснить учащимся, что данный глагол употребляется как с предлогом in (если имеется в виду прибытие в страну, крупный город и т. д.), так и с предлогом at (если описывается прибытие в небольшой населённый пункт, на железнодорожный вокзал, в аэропорт и т. д.). Упр. 10 (урок 34), упр. 2 (урок 35) помогут закрепить правило.
Отрабатывая с учащимися учебную ситуацию “Travelling and Transport”, учителю следует обратить внимание на рубрику Look, Read, Remember! (урок 35). Дело в том, что имена существительные, обозначающие средства передвижения, сочетаются с различными глаголами (take, catch, get), когда они описывают процессы типа сесть в поезд, самолёт, автобус, при этом глагол get требует управления различными предлогами.