ПРЕДИСЛОВИЕ

Английский язык книга для учителя 4 класс - И. Н. Верещагина - 2016 год

ПРЕДИСЛОВИЕ

В связи с интеграцией России в единое европейское образовательное пространство система школьного образования в стране активно модернизируется. В изменившихся социально-политических и экономических условиях происходящие в наши дни значительные перемены в системе отечественного образования направлены прежде всего на повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных организаций, формирование ключевых компетенций, среди которых важнейшим наряду с владением информационными технологиями определено владение иностранными языками. Выработанные направления модернизации российского образования предполагают соответствующие изменения в целях, задачах и содержании обучения иностранным языкам в школе.

УМК по английскому языку для 4 класса (авторы И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева), завершающий предметную линию учебников “Английский язык” для начальной школы (2—4 классы) разработан с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и Примерной программы по иностранному языку для начальной школы1. Содержание учебника и иных составляющих УМК для 4 класса соотнесено также с Фундаментальным ядром содержания общего образования2 и Планируемыми результатами начального общего образования3, обеспечивающими реализацию ФГОС.

“Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника”4.

В соответствии с межкультурным подходом к обучению иностранным языкам особое внимание уделяется формированию межкультурной компетенции как компетенции особой природы, основанной на знаниях и умениях, способности осуществлять межкультурное общение посредством создания общего для коммуникантов значения происходящего и достигать в итоге позитивного для обеих сторон результата общения.

Межкультурная компетенция при этом рассматривается в совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.

Учителям, остановившим свой выбор на учебнике “Английский язык” для 4 класса вышеуказанных авторов, следует помнить, что этот учебник является логическим продолжением УМК-2 и УМК-3 (И. Н. Верещагина и др.).

В целом работа по УМК-4 со школьниками направлена на достижение метапредметных, личностных и предметных результатов, что и находит своё отражение в новой редакции комплекта. В учебник для 4 класса был введён ряд новых заданий, частично изменены отдельные задания или их формулировки. В новой редакции учебника гораздо большее внимание уделяется планированию итогов работы, оценке собственных достижений в изучении языка, самостоятельной и коллективной деятельности по поиску и обработке информации и т. п.

В плане содержания УМК-4 предполагает работу по четырём основным направлениям: 1) развитие коммуникативных умений в аудировании, говорении, чтении и письме; 2) знакомство с языковыми средствами и приобретение навыков пользования ими; 3) расширение социокультурной осведомлённости школьников; 4) целенаправленная работа над общеучебными и специальными учебными умениями.

УМК для 4 класса строится на тех же методических принципах, что и УМК для 2 и 3 классов: коммуникативной направленности всего процесса обучения; дифференцированного и интегрированного обучения всем аспектам языка и видам речевой деятельности; учёта родного языка учащихся; воспитывающего обучения; сознательности в овладении материалом; активности и широкого использования всех видов языковой и неязыковой наглядности. В учебнике используется и принцип избыточности.

Обучение английскому языку в 4 классе строится на устном опережении. Период устного опережения, так же как и в 3 классе, может быть различным по времени. Работа в 4 классе в большинстве случаев предполагает устное опережение в один урок.

Завершающая ступень начального этапа обучения английскому языку предполагает более частое обращение к страноведческому материалу. В этом году шире, чем раньше, представлены на страницах учебника и книги для чтения две англоязычные страны — Великобритания (II четверть) и США (III четверть).

Таким образом, к концу 4 класса у учащихся формируется элементарная коммуникативная компетенция, закладываются основы практического владения языком в различных видах речевой деятельности. Они получают первые представления, расширяющие знания о России, символике нашего государства, его столице. Учащиеся также овладевают базовыми учебными навыками, приёмами работы в парах/группах, фронтальной устной тренировки в достаточно быстром темпе. В результате изучения английского языка в начальной школе УМК 2—4 предполагают овладение учащимися уровнем А1 “Выживание” и А2 “Допороговый” согласно системе уровней, установленных Советом Европы.

Ориентация учащихся на развитие языковой догадки, умения наблюдать, сопоставлять, анализировать явления внутри языка (см. рубрики Look, Read, Remember!), а также сравнивать отдельные элементы в системах двух языков (английского и русского) позволяет обратить значительно больше внимания на филологическое воспитание учащихся, на выработку у них определённых филологических навыков.

Переработанный вариант учебника рассчитан на 4—5 часов английского языка в неделю. Учителю рекомендуется руководствоваться предложенным планированием, где указано распределение учебного материала по темам, его объём, последовательность резервных уроков, уроков домашнего чтения. Уроки домашнего чтения, особенно первой части, тесно увязаны по материалу с основными уроками учебника.

Единицей построения учебника остаётся урок (Lesson). Но в отличие от двух предыдущих классов каждый урок учебника рассчитан на работу в течение двух, а иногда и трёх учебных часов (periods).

Учебник состоит из двух разделов — уроков повторения Round-up Lessons и уроков основного курса Basic Course.

В конце второй части расположен материал, состоящий из грамматического справочника, списка неправильных глаголов и англо-русского словаря.

Каждый урок, в свою очередь, имеет чёткое построение и состоит из определённых, последовательно расположенных разделов. Каждый урок повторительного курса начинается разделом Let UsReview. Его цель — обеспечить использование повторяемого материала по возможности в коммуникативно направленных упражнениях, как чисто устных, так и со зрительной графической опорой. Упражнения не сложные: выполняться они должны в быстром (не ниже нормального) темпе.

В этом же разделе Let Us Review учащимся предлагается вспомнить выученные по темам в 3 классе песни и стишки и по выбору исполнить какие-нибудь из них. Учитель также может организовать мини-концерт с групповым и сольным исполнением выбранных песенок, хоровым или индивидуальным чтением стихотворений. Можно провести своего рода соревнование между отдельными учащимися, по группам и т. д. Тут учителю важно учесть особенности его учащихся, их характеры и др. Такие соревнования повышают самооценку (иногда даже слабых учащихся), а также усиливают мотивацию обучения английскому языку.

Раздел Let Us Review готовит учащихся к работе с разделом Let Us Read. Цель этого раздела — продолжение обучения чтению как виду речевой деятельности, т. е. стимулирование целенаправленного поиска нужной информации из печатного текста. Мы не рекомендуем читать один и тот же текст многократно, как это часто практикуется в школе. Повторное чтение может быть использовано только в том случае, если учащиеся не справились с предлагаемым заданием к тексту. В этом случае задание нужно пояснить или изменить.

В четырёх уроках (уроки 1, 4, 7, 8) до раздела Let Us Read есть раздел Let Us Listen, Read and Learn. В нём предлагаются новые песни, тематически связанные с повторяемым материалом. Песни, как правило, даны целиком. (За исключением песни “I Like Food”, представленной в учебнике только первым куплетом, см. урок 4. Второй куплет песни включён в звуковое задание. При желании учитель может познакомить учащихся с новыми словами всей песни. См. звуковое задание № 2.) Авторы отдают себе отчёт в том, что не все учащиеся в состоянии выучить всю песню целиком и запомнить все встречающиеся там слова. Учитель сам решит, кому из ребят по силам выучить всю песню (можно дома, так как у всех должно быть дома звуковое пособие), а кому предложить выучить один-два куплета. Однако следует иметь в виду, что эти песни ещё один источник для пополнения словаря по повторяемым темам, и учителю следует объяснить это детям. А чтобы слова запоминались лучше, можно предложить учащимся пользоваться ими при выполнении упражнений учебника или упражнений, которые составит сам учитель.

Следующий раздел повторения — Let Us Talk. При выполнении заданий из этого раздела учащиеся пользуются как монологической, так и диалогической речью. Материал предыдущих разделов (Let Us Review, Let Us Read) подготавливает учащихся к более творческому выполнению предлагаемых заданий. При работе над этим разделом учителю необходимо стимулировать разнообразие высказываний, исходя из личностных особенностей и возможностей говорящих.

Последний раздел — Let Us Write содержит, как правило, мало упражнений, так как учитель может дать любое, нужное его группе упражнение из других разделов выполнить в письменной форме. Мы не рекомендуем проверять выполнение письменных упражнений в классе. Необходимо систематически (практически ежедневно) проверять тетради учащихся, тщательно следить за выполнением всех задаваемых упражнений, а главное — проводить глубокий анализ ошибок, недоработок, вести строгий индивидуальный их учёт и в случае необходимости давать детям индивидуальные задания.

И наконец, говоря об уроках повторения (Round-up Lessons), хочется заметить, что при отсутствии времени и принимая во внимание тот факт, что при написании учебника авторы основывались на принципе избыточности материала, учителя могут по своему усмотрению сокращать время работы над уроками повторения и переходить непосредственно к основному курсу (Basic Course). Однако качество повторения пройденного должно быть в центре внимания преподавателя, так как это залог успешного продвижения учащихся в основном курсе. В очень слабых классах система индивидуальных заданий помогает многим учителям не выходить за рамки времени, отведённого на повторение.

Два урока домашнего чтения как бы подводят итог повторению, и после них начинается основной курс. Домашнее чтение ведётся по специально составленной авторами книге для чтения. Уроки проводятся по предложенной ещё в 3 классе методике. Однако и здесь творчество учителя только приветствуется.

Основной курс (Basic Course) состоит из ряда тем или учебных ситуаций, которые практически всегда представлены в виде более мелких подтем. Каждый урок этого раздела рассчитан на 2 часа работы и имеет чёткую структуру, несколько отличающуюся от структуры уроков в разделе повторения.

Так, каждый урок основного курса начинается разделом Let Us Learn. Задача этого раздела — тренировка учащихся в использовании нового языкового и речевого материала. Предполагается, что учитель сам проводит устное ознакомление с новым материалом, затем учащиеся тренируются в устном его употреблении и только после этого приступают к работе с этим разделом учебника.

Как правило, в первых упражнениях раздела Let Us Learn отрабатывается материал предыдущего(их) урока(ов), ещё требующий тренировки учащихся в его употреблении. В каждом уроке в этом разделе обязательно есть упражнение с заданием Learn how to pronounce and use the new words. Номер, стоящий в конце задания (например, 9), совпадает с номером задания аудиокурса. Упражнение с такой формулировкой не только учит учащегося произносить изолированные новые слова, но и показывает их употребление на уровне словосочетаний и целых отдельных предложений. Если учащиеся ещё не умеют работать с аудиокурсом (а такие встречаются): плохо слышат, плохо имитируют диктора, учителю с первых уроков необходимо всех до одного научить это делать хорошо, что в дальнейшем очень облегчит работу и самого учителя, и учащихся. Важно напомнить детям, что нужно внимательно слушать и постараться запомнить слова и предложения с ними. Это поможет учащимся развить аудитивную память, без которой успешное продвижение в языке невозможно.

Важным упражнением этого раздела является упражнение, направленное на обучение чтению (не только вслух, но и про себя). Нужно приучить учащихся молча проглядывать текст, как бы готовясь к громкому чтению. Важна здесь и скорость чтения. Дома учащиеся могут потренироваться в этой работе с помощью аудиокурса.

В учебнике для 4 класса вы встретите большое количество рамочек с заданием Look, Read, Remember!, иногда с указанием страницы, отсылающей учащегося к грамматическому справочнику учебника, где можно прочитать об этом подробнее. Такие рамочки могут встречаться во всех разделах урока, а не только в Let Us Learn, где они преобладают.

Второй раздел урока называется Let Us Listen, Read and Learn. В нём даются диалоги, которые нужно прослушать в звукозаписи, прочитать за диктором, чтобы отработать верную интонацию, выучить наизусть (как правило, дома), а затем составить диалог по аналогии и разыграть его с одноклассником или использовать пальчиковые куклы, как это делалось в 3 классе.

В этом же разделе, если нет диалога, приводится стихотворение, песня, пословица, поговорка. Методика работы с этим материалом такая же, как и в 3 классе.

Следующий раздел урока — Let Us Read, где учащимся предлагается для чтения текст, чаще монологического, а иногда диалогического характера, и ряд упражнений, направленных на проверку понимания прочитанного. На уроке текст читается про себя. Если учитель считает, что дети читают вслух ещё недостаточно хорошо, он выбирает небольшой отрывок для чтения вслух. Здесь следует пользоваться золотым методическим правилом: чем хуже читают дети вслух, тем короче должен быть выбранный отрывок. Но “отчитать” его нужно как следует, по всем правилам.

За разделом чтения идёт раздел Let Us Talk. В нём, как правило, не очень много упражнений, но это не значит, что учитель должен ограничиться только ими. Предполагается, что учитель вступит в беседу с отвечающими, задаст им ряд вопросов, привлекая к беседе весь класс.

Далее следует раздел Let Us Write с упражнениями для письменной работы дома и словами в рамочке, правописание которых дети должны выучить. Учителю следует очень часто проводить 3—5-минутные проверочные работы (quiz). Мы уверены, что у каждого учителя разработана своя система этих экономичных по времени “пятиминуток”.

Говоря об учебнике для 4 класса в целом, нельзя обойти молчанием ещё одну его особенность. Он составлен на основе некоторой избыточности, т. е. в каждом уроке представлено несколько большее количество упражнений, чем то, которое может выполнить средний ученик. Принцип избыточности проявляется не только в количестве, но и в наполнении каждого упражнения.

Лучше всего языковые подгруппы формировать по принципу возможностей учащихся и их подготовленности. Если в школе такой подход пока ещё вызывает возражения, рекомендуем в своей подгруппе выделить наиболее сильных учащихся, средних и слабых. Сильные учащиеся могут выполнять все упражнения и быть “тьюторами” в группах более слабых.

Так же как и во 2 и 3 классах, роль книги для учителя здесь несколько снижается, так как всё даётся в самом учебнике, в той последовательности, которой рекомендуется придерживаться.

Среди уроков, на которых ведётся работа по теме, есть несколько резервных уроков (Optional Lessons), которые учитель использует по своему усмотрению.

Обучение аудированию ведётся на всех уроках, но один — свободный от другого материала урок — посвящается этому целиком. В “Планировании” эти уроки (Listening Comprehension Lessons) даны с номером звукового задания и названием текста для аудирования. Работа с текстами для аудирования подробно не расписывается. Наверняка у учителя выработана своя собственная система обучения аудированию. Характер каждого текста вносит в неё свои коррективы, однако основные этапы остаются неизменными: 1) снятие языковых трудностей; 2) установка на первое прослушивание; 3) первое прослушивание; 4) проверка понимания (общая, краткая или подробная, в зависимости от развития этого вида речевой деятельности в группе), если это необходимо; 5) установка на вторичное прослушивание; 6) вторичное прослушивание; 7) работа по развитию говорения на тему текста и на смежные с ней темы.

Работе над аудированием отводится, например, в теме "School Life” текст “Better Late Than Never”, 21; в теме “The Place We Live in” текст “A Strange ‘Burglar’ in Big Mountains”, part I, 35; втеме “Town Life. London” текст “Don’s Letter to His Friend”, 48; в теме “Travelling and Transport” текст “Robbie’s Grandfather”, 60 и т. д.

В текстах на аудирование повторяется практически весь лексический и грамматический материал темы.

Если же учителю по той или иной причине кажется, что он может предложить своим учащимся иной текст для аудирования, он может это сделать, но следует помнить об обязательности включения в него большей части материала по теме и о том, чтобы текст был записан на диск “чужим” голосом.


1 См.: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2011.

2 См.: Фундаментальное ядро содержания общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

3 См.: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011.

4 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2011.






Для любых предложений по сайту: [email protected]