Английский язык 3 класс - Книга для учителя - И. Н. Верещагина - 2016 год
Обучение аудированию
При коммуникативно-направленном обучении английскому языку роль аудирования чрезвычайно велика. С него начинается овладение устной коммуникацией.
Аудирование — мощное средство обучения английскому языку. Оно даёт возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением, письмом.
Первым и самым необходимым условием формирования понимания учащимися 3 класса английской речи на слух является ведение учителем урока на английском языке. Учителю следует обращать самое пристальное внимание на своё речевое поведение на уроке. Необходимо следить за своей речью и не допускать в ней смешения русского и английского языков. Английская речь учителя должна быть нормативна, узуальна, адекватна возможностям учащихся её понимать, чтобы не требовалось постоянного перевода, а также быть эмоциональной.
Итак, первое, что формирует у учащихся умение аудирования, — эмоциональная, правильная, доступная им речь учителя на английском языке.
Как средство обучения аудирование используется, например, при организации ознакомления учащихся с новым языковым (фонетическим, лексическим, грамматическим) или речевым материалом.
Как цель обучения аудирование выступает тогда, когда учащиеся воспринимают на слух связное целое и через аудиотекст получают какую-то, пока пусть самую элементарную, содержательносмысловую информацию. Причём учащиеся должны уметь понимать текст не только в предъявлении учителя, но и в звукозаписи.
Работа со звукозаписью в 3 классе является органической составной частью обучения английскому языку и аудированию в частности. Для того чтобы учащиеся могли самостоятельно пользоваться звукозаписью в лингафонном кабинете или дома, а это непременное условие обучения языку по данному УМК, учителю следует учить этому учащихся на уроке. Учащиеся должны правильно слышать, что произносит диктор, имитировать сказанное диктором, понимать связный текст и выполнять данные к нему задания, например: ответь на вопросы, придумай заглавие, придумай своё собственное окончание к рассказу, сказке и др.
Для того чтобы учащиеся обязательно каждый день с первых уроков работали дома или в кабинете со звуковыми заданиями, необходимо каждый раз контролировать эту работу в классе и оценивать её.
Работа с аудиотекстом в классе требует большого количества времени, поэтому мы выделили для этого специальные уроки (Listening Comprehension Lessons) (см., например, уроки 27, 34, 42 и др.).
При работе с аудиотекстом нужно придерживаться предлагаемой ниже последовательности:
1. Снять трудности, если они есть (незнакомые слова, имена собственные и т. д.).
2. Дать общую установку на работу с текстом (только понять текст или выполнить предлагаемые упражнения, направленные на развитие говорения) и на первое прослушивание, исходя из возможностей своей группы.
3. Предложить учащимся прослушать текст.
4. Проверить, как учащиеся поняли текст после первого прослушивания.
5. Дать установку на второе прослушивание (если есть необходимость).
6. Проверить, как учащиеся поняли текст, его детали.
Далее этот текст можно использовать для работы над говорением.