Настольная книга учителя по химии 9 класс - поурочные разработки
Железо - Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в курсе химии 9 класса - Приложения
1. (—) Составьте как можно больше предложений, относящихся к теме «Железо», которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанные в задании.
Примечание. Можно изменять падеж слов и использовать другие слова:
а) война, железо, цивилизация;
б) технически чистое, коррозия, химически чистое;
в) уровень, электрон, степень окисления.
2. Составьте и назовите формулы различных неорганических веществ, используя «атомы» из заданной формулы (в новых формулах не может быть больше атомов определенных химических элементов, чем в исходной):
a) Fe2(SO4)3.
б) Fe(NO3)3.
3. Внимательно просмотрите строчки, в которых записаны верхние половины формул веществ. Составьте и назовите их формулы:
4. Объясните причину многообразия веществ, образованных железом. Отобразите многообразие веществ, образованных железом с помощью круговой схемы.
Можно ли выполнить это задание несколькими способами? Заполните самые маленькие круги формулами веществ.
5*. В таблице 8 записаны формулы веществ. Пройдите, составив соответствующую схему реакций, от одного указанного в задании вещества к другому:
а) от железа до хлорида железа (II);
б) от оксида железа (III) до железа.
Таблица 8
FeCl2 |
Fe |
FeCl3 |
Fe(OH)2 |
Fe3O4 |
Fe(OH)3 |
FeO |
FeSO4 |
Fe2O3 |
Покажите как можно больше возможных путей.
Запишите уравнения реакций по составленным вами схемам. Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и ТЭД.
6. На рисунке изображены пересекающиеся понятия. В круг 1 входят реакции, характеризующие свойства соединений Fe2+, а в круг 2 — качественные реакции на катионы. Подберите химические реакции для заполнения кругов и области пересечения.
Напишите полные и сокращенные ионные уравнения для реакций из области пересечения. Назовите признаки и условия их проведения.
7. Выберите из предложенных понятий те, которые являются пересекающимися:
1) реакции с участием веществ, содержащих Fe3+;
2) качественные реакции на анионы;
3) качественные реакции на катионы.
Изобразите отношения между выбранными понятиями с помощью круговых схем.
Подберите химические реакции для заполнения первого и второго кругов и области пересечения.
Напишите полные и сокращенные ионные уравнения для реакций из области пересечения.
Назовите признаки и условия их проведения.
8. В текстах скольких заданий этой темы слово «железо» используется для обозначения:
а) химического элемента; б) простого вещества?
9. Как часто в этой теме вы выполняли задания, в которых шла речь о химических явлениях?
Встречались ли вам задания, в которых говорилось о физических явлениях? Если нет, то приведите примеры физических явлений, которые могут происходить с железом и его соединениями.
10*. Изученные вами металлы, как правило, не встречаются в природе в свободном виде. Запишите не менее двенадцати формул природных соединений, образованных щелочными, щелочноземельными металлами, алюминием, железом.
Некоторые из этих веществ можно объединить в группу по какому-либо признаку. Запишите группы, указав, по какому признаку вы их составили. Найдите как можно больше способов объединения веществ.
Какие из выбранных вами признаков являются существенными (несущественными)?