Настольная книга учителя по химии 9 класс - поурочные разработки
Экзамен по химии в 9 классе
Среди всех форм, предлагаемых Министерством образования Российской Федерации для итоговой проверки знаний учащихся, мы отдаем предпочтение экзамену по билетам. Другие формы проведения экзаменов: защита рефератов, тестирование или собеседование — нами включаются в основную форму — в экзамен по билетам.
При этом мы стремимся к максимальной реализации учащимся своего демократического права на выбор. Как известно, в обучении химии это право реализуют родители и учащиеся, когда выбирают себе профиль или тип школы: гуманитарный, естественный или физико-математический; обычную школу, школу-гимназию, школу с углубленным изучением ряда предметов и т. д.
Учителя, преподающие химию, выбирают себе тот курс из федерального списка учебно-методических комплектов, который наиболее соответствует профилю и статусу школы, а также методическим предпочтениям самого учителя. При этом они могут разработать и собственный курс, который, как любой федеральный, должен отвечать требованиям государственного стандарта химического образования.
Свое право на выбор учащиеся реализуют, когда они выбирают экзамен по химии в выпускном классе (9 или 11) дополнительно к обязательным выпускным экзаменам федерального, регионального и школьного списка.
На этом возможности претворения в жизнь своего права на выбор у учащихся в процессе школьного обучения химии, как правило, исчерпываются.
Как расширить эти возможности? Как провести итоговую проверку знаний учащихся по предмету с минимальной нервной нагрузкой и с максимальным соответствием предпочтениям самих школьников, особенностям их индивидуального развития? Как сделать экзамен по химии не источником нервных стрессов или испытанием на прочность характера, а комфортным во всех отношениях итоговым смотром знаний, своеобразным праздником демонстрации школьниками своих достижений в обучении химии?
Полностью соответствуя традициям проведения экзамена в русской школе, мы предпочитаем и переводной, и выпускной экзамены по предмету проводить по билетам.
Однако предлагаемая нами структура билета позволяет подключить к определению его содержания и самих учащихся.
Так, разработанные нами билеты состоят из заданий двух уровней:
1-й, базисный уровень содержит теоретические вопросы, соответствующие требованиям государственного стандарта химического образования: основные понятия, законы и теории химии; строение, свойства, получение и применение важнейших химических веществ; роль химии и химических знаний в природе, обществе и познании.
Как правило, задания этого уровня включают в себя один вопрос.
2-й, надстроечный уровень включает в себя один вопрос, форму которого выбирает сам экзаменуемый. Он заказывает его себе, сообразуясь со своими желаниями и возможностями. Мы предлагаем на выбор учащимся задания четырех видов:
• тестовое задание;
• химический эксперимент;
• теоретическое задание на практическое применение знаний (дать характеристику химической реакции; рассмотреть условия смещения равновесия обратимого процесса; записать уравнение и охарактеризовать окислительно-восстановительный процесс; сравнить вещества или процессы; записать уравнения химических реакций для «цепочек превращений» и т. д.);
• расчетная задача.
Для учащихся классов гуманитарного профиля задание этого уровня скорее напоминает по форме требование к реферату или творческой работе и звучит для всех примерно одинаково: «Художественный образ вещества или химического процесса».
Оно предполагает обязательное требование: завершить работу словарем использованных в работе химических понятий или терминов (7—10) с их расшифровкой. А вот конкретное вещество или конкретную химическую реакцию и художественную форму (рассказ, сказка, стихотворение или поэма и т. п.) изложения наиболее характерных особенностей выбранного для литературной обработки химического героя — это право выбора самого ученика. Понятно, что подобное литературное творение готовится учащимися, как и любой реферат, заранее и с помощью консультаций учителей химии и русского языка и литературы.
Предлагаемая структура билетов может быть отражена с помощью следующей схемы:
Для усиления гуманистического характера проводимого экзамена по химии мы предлагаем и особый прием повышения интереса учащихся к экзамену: не только реализацию их права на выбор при определении второй части билетного задания, но и права на выигрыш для первой части билетов. Что это за право и как оно реализуется на экзамене? Очевидно, что не случайно экзамен очень часто называют лотереей: кроме выигрыша — редкой удачи вытянуть хорошо подготовленный билет — на экзамене очень часто проявляется закон «падающего бутерброда» («маслом вниз»), когда нередко вытягивается наименее подготовленный билет. Чтобы компенсировать шансы экзаменуемого ученика на удачу и неудачу, мы предлагаем включить в список билетов и 1—2 «счастливых билета». Эти билеты имеют продолжающуюся нумерацию, но вместо заданий содержат такую желанную для всех учеников формулировку: «Счастливый случай».
Это означает, что учащийся имеет право отвечать на любой, какой он только пожелает, билет, за исключением тех билетов, которые были вытянуты до него другими экзаменующимися. Это правило распространяется только на первую часть билета. Вторую же «счастливчик», как и все ученики, заказывает себе по форме, а содержание теста, задачи, эксперимента или теоретического задания он вытягивает из соответствующих стопочек заданий, приготовленных учителем.
Для дальнейшей реализации учащимися своего демократического права на выбор, для развития этой генеральной линии на выпускном экзамене по химии в 9 классе мы предлагаем обобщенную формулировку инвариантной части билета во время ответа конкретизировать знанием отдельного представителя класса или группы веществ (или химических процессов) — по выбору самого экзаменующегося. Так, например, свой ответ на вопрос билета «Характеристика одного из элементов-металлов (строение и свойства атомов и простых веществ, оксидов, гидроксидов и важнейших солей; получение и применение веществ, образованных этим металлом)» учащийся может раскрыть на примере конкретного металла: железа, алюминия, натрия или магния, — по своему выбору. От такой формулировки билетного вопроса выигрывают обе стороны: ученик, который имеет возможность показать свои достижения в изучении химии на материале, который ему более интересен и который он знает лучше, и учитель, получивший максимальный результат такого ответа учащегося, который достигнут на основе личностно-ориентированного выбора.