Настольная книга учителя по химии 9 класс - поурочные разработки
Контрольная работа № 2 по теме «Металлы» - Металлы
Задание 1
Запишите уравнения реакций, характеризующих свойства: Li или Na, Са, Al, Fe — соответственно, будет предложено четыре варианта.
Уровневая дифференциация будет определяться в первую очередь обязательным минимумом и дополнительным объемом заданий к нему:
1-й уровень
Учащиеся обязательно должны записать уравнения реакций для всех предложенных металлов хотя бы с одним неметаллом, например галогеном; для щелочного и щелочноземельного металлов — с водой; для алюминия и железа — с растворами кислот и солей.
Можно предложить в качестве второй части этого задания рассмотреть одно свойство — в свете ОВР и еще одно — в свете ТЭД.
2-й уровень
Учащиеся могут предложить уравнения реакций с кислородом и с серой, а не только с галогенами; привести уравнения реакции для алюминотермии. Реакции в свете ОВР и ТЭД рассматривают, как на 1-м уровне.
3-й уровень
Учащиеся обязаны все реакции характеризовать и в свете ОВР, и в свете ТЭД (для кислот и солей). Учитель вправе потребовать, чтобы учащиеся при выполнении этого задания характеризовали зависимость продукта реакции металла с неметаллом от окислительных свойств последнего (FeCl3, но FeS), равно, как и характеризовали продукты реакции горения металла в кислороде (Li2O — нормальный основный оксид; но Na2O2 — пероксид, Аl2O3 — амфотерный оксид; Fe3O4 — смешанный оксид).
Задание 2
Запишите уравнения реакций для переходов:
1-й уровень
2-й уровень
В цепочке переходов будут пропуски, например:
3-й уровень
В цепочке переходов будут дополнительные связи, например:
Вторая часть этого задания посвящена ОВР и ТЭД: для 1-го уровня рассмотреть по одной реакции для каждого случая, для 2-го уровня — по два, для 3-го — все возможные случаи.
Задание 3
Задача на выход продукта реакции
1-й уровень
Вариант 1
При взаимодействии 23 г натрия с водой было получено 10 л водорода (н. у.). Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?
Вариант 2
Какой объем углекислого газа пропустили через «известковую воду», если при этом выпало 15 г осадка, что составляет 75% от теоретически возможного?
2-й уровень
Вариант 1
Дополнительное задание: какое количество щелочи образовалось при этом?
Вариант 2
Дополнительное задание: какое количество гидроксида кальция вступило при этом в реакцию?
3-й уровень
Вариант 1
Еще одно задание — на расчет массовой доли. При взаимодействии 23 г натрия, содержащего 10% примесей ...
Вариант 2
Еще одно задание:
Сколько граммов 2%-ного раствора гидроксида кальция потребовалось для реакции?