Задания, проверяющие умения интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме, определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, оценивать правильность биологических суждений - Задания для тренировки части 1

Биология Я сдам ОГЭ! - Модульный курс. Практикум и диагностика - 2018 год

Задания, проверяющие умения интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме, определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, оценивать правильность биологических суждений - Задания для тренировки части 1

При выполнении заданий данной работы нужно опираться на весь имеющийся багаж биологических сведений. При выявлении затруднений по конкретному заданию необходимо повторить материал темы, которой оно касается.

Пример выполнения задания:

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Целое

Часть

...

трахеи

краб

жабры

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) белая планария

2) озёрная лягушка

3) виноградная улитка

4) майский жук

Ответ: 4

Объяснение:

Под целым в данном задании понимается организм, под частью — его орган дыхания. У краба это жабры. Трахеи — это орган дыхания насекомого, значит, верный ответ 4.

ВАРИАНТ 1

1. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная скорость химической реакции (в уел. ед.).

Какое из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в указанном диапазоне температур? Скорость химической реакции в живом организме с повышением температуры

1) на всём протяжении медленно растёт

2) резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт

3) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего начинает плавно снижаться

4) плавно колеблется около средних показателей

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




2. Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — число образовавшихся особей на 1 см3).

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно характеризует данную зависимость в интервале 15—30 дней? Значение показателя в данном интервале

1) постепенно нарастает, достигая пика, а затем плавно снижается

2) резко нарастает, достигая пика

3) на протяжении всего времени колеблется около средних величин

4) постепенно нарастает на протяжении всего времени

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




3. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии, запасённой в жирах, от продолжительности физической нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин), а по оси у — доля использованной энергии, запасённой в жирах (в %).

Какой процент будет составлять энергия, запасённая в жирах, на 25-й минуте физической работы?

1) 48%

2) 50%

3) 56%

4) 63%

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




4. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Часть

Целое

популяция

...

жабры

жаберный лепесток

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) биосфера

2) вид

3) биоценоз

4) особь

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




5. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Часть

Целое

соцветие

метёлка

плод

...

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) цветок

2) костянка

3) заросток

4) щиток

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




6. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

лёгкое

...

клеточный центр

деление клетки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) кровообращение

2) обмен веществ

3) газообмен

4) поглощение азота

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




7. Верны ли следующие суждения о нервной ткани человека?

А. Основные свойства нервной ткани — возбудимость и проводимость.

Б. Тела чувствительных нейронов лежат на пути к центральной нервной системе в нервных узлах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




8. Верны ли следующие суждения об отделах нервной системы?

А. Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов, называют соматической.

Б. В соматической нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




9. Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности животных?

А. В сократительных вакуолях простейших скапливаются непереваренные остатки пищи, которые удаляются во внешнюю среду.

Б. Вокруг частиц пищи у простейших образуются пищеварительные вакуоли.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




10. Верны ли следующие суждения о цепях питания?

А. Стрелки в цепях питания показывают переход энергии с одного уровня на другой.

Б. Цепи питания, как правило, начинаются с растений или органических остатков.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




ВАРИАНТ 2

1. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная скорость химической реакции (в уел. ед.).

Какое из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в интервале от 32 до 37 °С? Скорость химической реакции в живом организме с повышением температуры в данном интервале

1) медленно растёт

2) резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт

3) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего начинает плавно снижаться

4) плавно колеблется около средних значений

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




2. Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в уел. ед.).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость концентраций углекислого газа в интервале 0,01—0,06%? Скорость фотосинтеза в данном интервале

1) растёт на протяжении всего интервала

2) остаётся неизменной

3) резко возрастает вначале, а потом не изменяется

4) уменьшается на протяжении всего интервала

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




3. Изучите график зависимости забывания от времени (по оси х отложено время в часах, а по оси у — доля сохранившейся в памяти информации (в %).

Какое из нижеприведённых описаний наиболее точно отражает данную зависимость? Значения кривой

1) сначала очень резко снижаются, а затем снижение происходит плавно

2) сначала резко повышаются, а затем плавно снижаются

3) сначала очень резко снижаются, а затем плавно повышаются

4) сначала резко повышаются, а затем начинают плавно расти

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




4. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Часть

Целое

лист

черешок

...

биоценоз

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) ареал

2) животные

3) почва

4) биосфера

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




5. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Часть

Целое

...

цветок

корень

боковой корень

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) плод

2) соцветие

3) венчик цветка

4) почка

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




6. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Объект

Свойство

нейрон

...

мужская гамета

подвижность

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) проведение нервного импульса

2) деление митозом

3) нервная ткань

4) имеет отростки — дендриты и аксоны

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




7. Верны ли следующие суждения о свойствах нервной ткани человека?

А. Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и проводимость.

Б. По аксону нервные импульсы поступают к телу другой нервной клетки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




8. Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?

А. Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань состоит из одноядерных веретеновидных клеток.

Б. Гладкая мышечная ткань сокращается медленно и непроизвольно.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




9. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. В результате дыхания растений выделяется углекислый газ.

Б. При дыхании растений энергия освобождается.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.




10. Верны ли следующие суждения о совместном существовании организмов разных видов?

А. Нахлебничество — тип взаимоотношений, при которых организмы двух разных видов не влияют друг на друга.

Б. Примером нахлебничества являются отношения между акулой и рыбой-прилипалой.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: [ ]

Объясните, почему выбранный ответ является верным.





1 Задания № 20—22 варианта КИМ.






Для любых предложений по сайту: [email protected]