Биология Я сдам ОГЭ! - Модульный курс. Практикум и диагностика - 2018 год
ВАРИАНТ 1 - Варианты для самостоятельной подготовки к экзамену
Часть 1
При выполнении заданий 1—22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют
1) воспроизведением .
2) обменом веществ
3) саморегуляцией .
4) раздражимостью
Ответ: [ ]
2. Часть клетки, в которой находится клеточный сок, обозначена на рисунке цифрой
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ: [ ]
3. Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами, так как в это время они
1) способствуют переносу спор растений
2) уничтожают других насекомых — вредителей сада
3) опыляют цветки культурных растений
4) дают человеку прополис, мёд, воск
Ответ: [ ]
4. При развитии вегетативной почки образуется
1) видоизменённый стебель .
2) новая почка .
3) побег с листьями
4) соцветие
Ответ: [ ]
5. Как питается торфяной мох сфагнум?
1) поглощает ризоидами воду и минеральные соли
2) всасывает корнями из грунта минеральные вещества
3) образует органические вещества из воды и углекислого газа
4) поглощает всей поверхностью своего тела органические вещества из воды
Ответ: [ ]
6. Членистоногие, в отличие от других беспозвоночных животных, имеют
1) членистое тело .
2) хитиновый покров
3) кровеносную систему .
4) брюшную нервную цепочку
Ответ: [ ]
7. К перелётным птицам северной части России относится
1) сизый голубь .
2) городской воробей
3) белый аист .
4) сорока
Ответ: [ ]
8. Какой буквой на рисунке обозначен орган, пищеварительный сок которого содержит соляную кислоту?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
Ответ: [ ]
9. Какая железа является железой внутренней секреции?
1) гипофиз
2) потовая
3) печень
4) слёзная
Ответ: [ ]
10. Какая кость из перечисленных образует пояс верхних конечностей человека?
1) копчик
2) грудина
3) ребро
4) лопатка
Ответ: [ ]
11. Лимфа образуется из
1) артериальной крови .
2) плазмы крови
3) тканевой жидкости .
4) венозной крови
Ответ: [ ]
12. Самое высокое давление крови в организме человека характерно для капилляров, расположенных в
1) печен.
2) лёгких.
3) сердце.
4) почках
Ответ: [ ]
13. Образование углекислого газа в организме человека происходит в
1) мышечных клетках .
2) голосовой щели
3) эритроцитах .
4) лёгких
Ответ: [ ]
14. Какую функцию выполняет структура кожи, обозначенная на рисунке буквой А?
1) придаёт прочность коже
2) выделяет секреты
3) поднимает стержень волос
4) воспринимает внешние раздражители
Ответ: [ ]
15. “Закладывание ушей” во время набора высоты авиалайнером возникает вследствие
1) испуга человека перед полётом на самолёте
2) изменения давления воздуха на барабанную перепонку
3) оттока крови от головы к нижним конечностям
4) быстрого перемещения жидкости в полостях внутреннего уха
Ответ: [ ]
16. Что является основой ориентировочного поведения животных и человека?
1) динамический стереотип .
2) безусловный рефлекс
3) рассудочная деятельность .
4) условный рефлекс
Ответ: [ ]
17. Почему врачи рекомендуют употреблять в пищу йодированную соль?
1) йод влияет на изменение состава крови
2) йод нормализует деятельность щитовидной железы
3) йод предупреждает заболевание туберкулёзом
4) йод способствует образованию витамина D
Ответ: [ ]
18. У хвойных растений листья имеют немного устьиц и покрыты плотной кожицей. Это приспособление к
1) быстрому транспорту веществ
2) ускоренному фотосинтезу
3) неблагоприятным условиям среды
4) увеличению сроков жизни
Ответ: [ ]
19. Сохранение в природе животных и растений с полезными для них признаками происходит в процессе
1) изменчивости .
2) изоляции
3) борьбы за существование .
4) естественного отбора
Ответ: [ ]
20. Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — длина насекомого (в см).
Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 32-го до 40-го дня? Рост насекомого в этот период
1) происходит плавно, без видимых скачков
2) замедляется на протяжении всего времени
3) происходит скачкообразно, период покоя сменяется резким ростом
4) отсутствует
Ответ: [ ]
21. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое |
Часть |
... |
трахеи |
речной рак |
жабры |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) гидра .
2) жаба
3) пчела .
4) беззубка
Ответ: [ ]
22. Верны ли следующие суждения об отделах нервной системы?
А. Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов, называют соматической.
Б. В соматической нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический.
1) верно только А .
2) верно только Б
3) верны оба суждения .
4) оба суждения неверны
Ответ: [ ]
Ответом к заданиям 23—28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность в поле ответа в тексте работы.
23. Выберите характеристики отдела Покрытосеменные. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) все представители наземные
2) имеют цветки
3) не имеют корней
4) в семени, как правило, одна или две семядоли
5) могут быть древовидными и травянистыми
6) плоды всегда сочные
Ответ: [ ] [ ] [ ]
24. Малый прудовик — это раковинный брюхоногий моллюск, обитающий в природе в пресных водоёмах и питающийся в основном растительной пищей. Дышит атмосферным воздухом.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.
1) Имеет спиральную, закрученную в несколько оборотов раковину.
2) Передвигается с помощью подошвы.
3) Периодически поднимается из толщи к поверхности воды.
4) Размножается икрой.
5) Служит одним из объектов питания озёрных чаек.
6) Является промежуточным хозяином печёночного сосальщика.
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
Ответ: [ ] [ ] [ ]
25. Установите соответствие между примером и типом рефлекса, который он иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕР |
ТИП РЕФЛЕКСА |
A) сосательные движения ребёнка в ответ на прикосновение к его губам Б) сужение зрачка, освещённого ярким солнцем B) выполнение гигиенических процедур после сна Г) чихание при попадании пыли в носовую полость Д) выделение слюны на звон посуды при сервировке праздничного стола Е) катание на роликовых коньках |
1) безусловный 2) условный |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
26. Установите, в какой последовательности следует расположить типы беспозвоночных животных, учитывая усложнение их нервной системы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Плоские черви .
2) Членистоногие
3) Кишечнополостные .
4) Кольчатые черви
Ответ: [ ] [ ] [ ] [ ]
27. Вставьте в текст “Типы соединения костей” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённое ниже поле ответов.
ТИПЫ СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ
Скелет человека образован большим количеством костей, соединённых между собой. Там, где требуется максимальная прочность и защита, наблюдается ____ (А). Примером может служить соединение костей мозгового отдела черепа. Некоторые мелкие кости, например позвонки, соединены друг с другом с помощью эластичного ____ (Б). Такой тип соединения называют ____ (В). Наибольшая подвижность достигается при соединении костей с помощью ____ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) сустав
2) связка
3) сухожилие
4) неподвижное соединение
5) суставная сумка
6) полуподвижное соединение
7) мышца
8) хрящ
Ответ:
28. Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи
(пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Впишите цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
Ответ:
Часть 2
Для выполнения заданий 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задание 29.
ЗНАЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ДЛЯ ЭКОСИСТЕМ
По оценкам учёных, океаны и наземные экосистемы поглощают до половины углекислого газа, образующегося при сжигании ископаемых видов топлива. Растения используют углекислый газ для выработки углеводов в процессе фотосинтеза. Продолжится ли этот процесс при более высокой его концентрации в атмосфере? Не приведёт ли увеличение объёма углекислого газа к изменению содержания сахаров, углеводов и защитных соединений в растениях?
Более десяти лет продолжается эксперимент по обогащению растений углекислым газом на открытом воздухе. В нём использованы четыре опытных участка, каждый из них окружён кольцом из вертикальных труб, прикреплённых к опорным башням. По трубам подаётся углекислый газ, и все деревья в кольце получают определённое его количество. Сходные эксперименты проводятся примерно в 35 природных и управляемых экосистемах по всему миру, которые по своим размерам колеблются от кружков болота диаметром 1 м или луга диаметром 12 м до 23-метровых кругов сельхозугодий и 30-метровых кругов лесопосадок.
Полученные данные подтверждают, что повышенные уровни содержания углекислого газа стимулируют фотосинтез, увеличивая усвоение углерода тканями растений. При проведении лесных экспериментов в США и Италии зафиксировано ежегодное увеличение первичной продуктивности на 23% — концентрация углекислого газа в этих случаях была увеличена с естественного уровня — 388 — до 530 частей на миллион. По результатам недавнего моделирования растения положительно реагируют на повышение уровня содержания углекислого газа, хотя при недостатке в почве такого питательного элемента, как, например, азот, эффект может быть ограничен.
Увеличение показателей первичной продуктивности повторялось на всех участках в мире, где проводился эксперимент. Однако сам этот показатель обозначает лишь количество углерода, усвоенного растениями, и ничто не говорит о долгосрочном изменении его содержания. Между тем в Северной Каролине в сосновом лесу дополнительный углерод откладывался главным образом в стволах и ветвях деревьев, где он сохраняется десятилетиями. А у растущих в Теннесси амбровых деревьев наибольшее количество углерода содержалось в новых молодых корнях, живущих от нескольких недель до года, после чего происходило их разложение микроорганизмами и значительная часть углерода возвращалась в атмосферу.
29. Используя содержание текста “Значение углекислого газа для экосистем”, ответьте на следующие вопросы.
1. К какой группе экологических факторов относят описанный в тексте фактор, воздействующий на растения?
2. Какой максимальный размер участка был выбран для эксперимента по обогащению растений углекислым газом?
3. Чему, согласно тексту, будет способствовать возрастание концентрации двуокиси углерода в атмосфере?
30. Пользуясь таблицей “Численность устьиц у некоторых растений”, ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Численность устьиц у некоторых растений
Название растения |
Число устьиц на 1 мм3 |
Место произрастания |
|
На верхней поверхности листа |
На нижней поверхности листа |
||
Кувшинка |
625 |
3 |
Водоём |
Дуб |
0 |
438 |
Влажный лес |
Яблоня |
0 |
248 |
Плодовый сад |
Овёс |
40 |
47 |
Поле |
Молодило |
11 |
14 |
Каменистые сухие места |
1. Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?
2. Почему численность устьиц у многих растений разная? Дайте одно объяснение.
3. Как число устьиц зависит от влажности места обитания растения?
31. 17-летняя Татьяна в студенческие зимние каникулы посетила Тобольск. Перед началом экскурсии “Тобольский кремль — шедевр каменного зодчества” она пообедала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат “Цезарь” и апельсиновый сок.
Используя данные таблиц к пункту “Инструкция выполнения задания, требующего рассчитать рацион питания”, определите рекомендуемую калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день; энергетическую ценность заказанного обеда; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.
32. В чём выражаются признаки и симптомы недостаточности белков в питании?