Биология ОГЭ 2018 - Комплекс материалов для подготовки учащихся Лернер Г. И. - 2018 год
Как работать с учебными материалами - ВВЕДЕНИЕ
Любая учебная работа начинается с чтения и осмысления читаемого текста. Подавляющее большинство школьников читают учебный текст, пытаясь его запомнить. Повторим — не понять, а запомнить. Это обычное явление, связанное со спешкой. Однако вспомните — много ли у вас остается информации в памяти после объяснения учителем нового материала? В лучшем случае 2—3 %. То же самое происходит и при чтении учебника. Еще А. С. Грибоедов сказал: “Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой”. Для вас это означает, что читать надо медленно, стараясь понять смысл текста. После прочтения материала необходимо поставить к нему вопросы, ответы на которые позволят вам лучше усвоить прочитанное. Совсем не лишним будет и пересказ прочитанного текста вслух товарищу и кому-нибудь из родителей. Вообще, одним из наиболее эффективных способов подготовки к экзамену является работа вдвоем. Она позволяет и объяснить материал, и проверить друг друга, и поспорить, и посоревноваться в скорости выполнения заданий и т.д.
Прочитав и усвоив текст, необходимо выполнить задания к нему. Выполнение любого задания начинается с осмысления вопроса, будь то вопрос в экзаменационном билете или в тестовом задании. От правильного понимания смысла вопроса зависит правильность вашего ответа. Точное понимание вопроса избавит вас от неверной трактовки вариантов ответов в тех случаях, когда необходимо выбрать один правильный ответ из четырех или соотнести понятия и термины друг с другом. Тем более важным становится это умение при решении заданий из частей В и С. Именно поэтому следует убедиться в том, насколько точно понят вами вопрос задания.
Проиллюстрируем сказанное выше примером.
Прочитайте следующий текст.
“Животные относятся к эукариотам. Основными признаками животных считаются гетеротрофность и способность активно передвигаться. Впрочем, существует немало животных, ведущих неподвижный образ жизни, а гетеротрофность свойственна также грибам и некоторым растениям-паразитам. Мы часто под словом “животные” подразумеваем лишь четвероногих наземных позвоночных. В науке за термином “животные” закреплено более широкое значение. Поэтому говорят, что к животным, помимо млекопитающих, относится огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, всевозможные черви и т.д. Человек относится к царству животных, но традиционно рассматривается отдельно — даже профессиональные биологи употребляют обороты “животные и человек” или “животные, включая человека” (цитируется по Википедии, Интернет).
А теперь представьте себе, что после прочтения текста вам дали следующее задание.
1. Отличительным признаком животных является
1) питание готовыми органическими веществами
2) создание собственных органических веществ из неорганических
3) разложение органических веществ на неорганические
4) питание за счет других организмов
Текст, который вы только что прочитали, не помогает выполнить это задание. Но к нему можно задать ряд вопросов и затем поискать на них ответы.
Например:
Почему животных относят к эукариотическим организмам?
Животные это одноклеточные и многоклеточные или только многоклеточные организмы?
Кто такие гетеротрофы?
Почему человек рассматривается отдельно от царства животных даже учеными-биологами?
Мы специально привели пример искусственно созданного задания. Конечно, после изучения курса биологии вы наверняка знаете, кто такие гетеротрофы и автотрофы, и чем отличается человек от животных. Но этот пример показывает, что внимательное, осмысленное чтение и постановка вопросов к тексту необходимы для дальнейшего правильного понимания и выполнения заданий.
А теперь начнем по порядку. В этом учебном пособии мы не могли показать все разнообразие заданий по всем темам курса биологии. Объем книги не позволяет это сделать. Поэтому вы должны понимать, что это пособие только обозначает темы, которые вам необходимо усвоить для успешной сдачи экзамена, и предлагает примеры этих заданий.
Каждый вид предлагаемых заданий требует определенных подходов или алгоритмов для получения правильного ответа.