Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков (Третий закон Менделя) - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
Цель: сформировать знания о дигибридном скрещивании, закон независимого наследования признаков Г. Менделя; научить учащихся использовать специальную систему записи результатов скрещивания при дигибридном скрещивании; показать на примерах, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания.
Оборудование: таблица “Дигибридное скрещивание”, технологические карты по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Фронтальная беседа с классом.
— Сколько пар альтернативных признаков учитывается при моногибридном скрещивании? (Одна.)
— Как будет называться скрещивание, при котором учитывается две пары альтернативных признаков? (Дигибридное.)
— Какие гены называют аллельными? (Формы одного и того же гена, определяющие альтернативные признаки и расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом.)
— Как распределяются аллельные гены при мейозе? (Аллельные гены расположены в гомологичных хромосомах. В анафазе I мейоза гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки. Следовательно, из каждой пары гомологичных хромосом в дочернюю клетку попадает только одна. Таким образом аллельные гены оказываются в разных клетках.)
— Известно, что мейоз создает возможности для возникновения в гаметах новых комбинаций генов. Какие механизмы мейоза участвуют в создании этой изменчивости?
(1) Уменьшение числа хромосом сопровождается расхождением (разделением) аллелей, так что каждая гамета несет только один аллель по данному гену. Впоследствии происходит случайная встреча гамет при оплодотворении. Каким именно гепатитом (АА, Аа или аа) будет обладать зигота, зависит от случайной комбинации генов.
2) Расположение парных хромосом в экваториальной зоне клетки в метафазе I происходит случайным образом. Последующее их разделение в анафазе I соответственно создает новые комбинации аллелей в гаметах. Этот процесс, называемый независимым распределением, приводит к случайному распределению хромосом между дочерними ядрами. (Учитель дополняет, что явление независимо от расхождения гомологичных хромосом лежит в основе третьего закона Менделя, с которым мы будет знакомиться на сегодняшнем уроке.)
3) Явление перекреста хромосом.)
— Как в виде схемы показать явление независимого распределения хромосом между дочерними клетками?
— При каком способе опыления были получены Г. Менделем гибриды первого поколения? (Перекрестном.)
— Какой способ опыления применял Г. Мендель для получения гибридов второго поколения? (Самоопыление.)
— Являются ли у семян гороха гены желтой окраски и гладкой поверхности аллельными? (Нет.)
— Как распределяются неаллельные несцепленные гены при образовании гамет? (Ответ: см. вопрос 6.)
— Какая часть гомозиготных особей получается при скрещивании гетерозигот? (Половина из образующихся.)
— Каково расщепление по генотипу и фенотипу при анализирующем скрещивании? (1:1)
Для визуалов лучше, если перечень вопросов будет на столах.
III. Изучение новой темы
1. Постановка проблемного вопроса.
— Как будет происходить наследование, если организмы будут отличаться друг от друга двумя признаками?
— Если два организма отличаются друг от друга по двум признакам, то скрещивание между ними называется дигибридным.
Учитель объявляет тему, цель и задачи урока (можно привлечь и учащихся для формулировки цели и задачи урока)
2. Самостоятельная работа с технологическими картами.
Работа по изучению новой темы идет с использованием технологической карты, объем параграфа и его доступность позволяют девятиклассникам самим справиться с поставленными задачами.
Учитель осуществляет дифференцированную помощь (См. приложение 2).
II этап.
Ответы: I) 9 растений; 2) 4 типа гамет (АВ, Ав, аВ, ав); 3) 3/16 от 656 — 123 растения; 4) 9/16 от 656 — 369 растений; 5) 9 генотипов (ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв, ааВВ, ааВв, ААвв, Аавв, аавв).
Ответ: 6 роз.норм : 3 кр. Норм : 3 бел. Норм ; 2 роз.пил :1 кр.пил : 1 бел.пил.
Отдельно:
Расщепление по окраске цветка 4 кр : 8 роз : 4 бел (1:2:1). Наблюдается классическое расщепление при неполном доминировании как по фенотипу, так и по генотипу 4АА: 8Аа : 4аа (1:2:1). Расщепление по форме цветка 12 норм : 4 пил (3:1).
Ответ: В данной семье в зависимости от генотипа отца дети могут: кареглазые правши, кареглазые левши, голубоглазые правши, голубоглазые левши.
Домашнее задание
Проанализируйте, что не удалось сделать на уроке. Поработайте с параграфом, ответьте на вопросы и решите задачу, предложенную учителем.