Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция - КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы
Задачи урока: продолжить формирование понятия «биосинтез белка»; показать роль тРНК в процессе синтеза белка; раскрыть механизм матричного синтеза полипептидной цепи.
Ход урока
Оргмомент урока
Проверка знаний
1. Генетический код. Транскрипция. Раскрыть роль и сущность этих процессов. (Ответы учащихся у доски.)
2. Фронтальная беседа по вопросам:
1) Какое значение имеет биосинтез белка в клетке?
2) Откуда берется энергия, необходимая для синтеза белка?
3) Что такое рибосомы? Где они расположены? Какую функцию выполняют?
Изучение нового материала
1. Роль тРНК в биосинтезе белка. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы и рисунка 35 учебника.)
2. Трансляция. (Объяснение учителя с использованием таблицы и рисунков 36 и 37 учебника.)
Закрепление материала
Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и последующим обсуждением.)
Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме
Молекулы |
Роль в биосинтезе |
Процессы в рибосомах |
Информационная РНК (иРНК) |
Является матрицей |
Обеспечивает закодированную последовательность мономеров в полипептидной цепи |
Транспортная РНК (тРНК) |
Обеспечивает перенос аминокислот из цитоплазмы |
Доставляет аминокислоты в рибосомы |
Белки-ферменты |
Катализируют образование химических связей |
Катализируют возникновение пептидных связей между аминокислотами в процессе образования полипептида |
АТФ |
Обеспечивает биосинтез энергией |
Обеспечивает энергией образование пептидных связей |
Задание на дом
Изучить § 2.13 «Синтез белков в клетке» до конца, ответить на вопросы в конце параграфа.
Итоги урока