Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана - КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы
Задачи урока: продолжить развитие понятий о строении клеток; развить понятия о цитоплазме, строении и функционировании клеточной мембраны.
Ход урока
Оргмомент урока
Проверка знаний
1. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие. (Ответ учащегося у доски.)
2. Основные положения клеточной теории. Значение создания клеточной теории для развития биологии. (Фронтальная беседа.)
Изучение нового материала
1. Современные представления о клетке как о сложно организованной биологической структуре. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
2. Цитоплазма клетки, ее строение и роль в клетке. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
3. Клеточная мембрана, ее строение и функционирование. Фагоцитоз. Пиноцитоз. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием рисунков 18 и 19 учебника.)
Закрепление материала
Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с учебником с последующим обсуждением ее результатов.)
Строение и функции органоидов клетки
Основные органоиды |
Особенности строения |
Выполняемые функции |
Цитоплазма |
Внутренняя полужидкая среда мелкозернистой структуры. Содержит ядро и органоиды |
Обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов. Выполняет транспортную функцию |
Клеточная мембрана |
Образована двойным слоем молекул липидов и молекулами белков. У растений снаружи покрыта слоем клетчатки |
Защитная, обеспечивает форму клеток и их связь между собой, избирательно пропускает внутрь клетки необходимые вещества и выводит продукты обмена. Осуществляет фагоцитоз и пиноцитоз |
Задание на дом
Изучить § 2.2 «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана», ответить на вопросы в конце параграфа.
Итоги урока