ТКАНЕВАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ И ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ТКАНЕВАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ И ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ

Педагогическая

цель

Создать условия для формирования представления о группах крови человека и причинах групповых различий; познакомить обучающихся с резус-фактором; показать значение переливания крови как важного достижения медицины

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать признаки внутренней среды организма; признаки иммунитета; значение прививок; научится называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор; анализировать и оценивать факторы риска для здоровья; находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови; сравнивать между собой строение и функции клеток крови; объяснять механизмы свертывания и переливания крови

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; работать с текстом параграфа и его компонентами; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией, организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Группа крови, резус-фактор

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Как наш организм защищается от инфекции. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81763/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль.

- Что такое иммунитет? (Борьба организма с чужеродными организмами и веществами.)

- Какие виды иммунитета различают? (Естественный и искусственный.)

- Какие клетки крови участвуют в борьбе организма с бактериями? (Лейкоциты.)

- Какие заболевания называются инфекционными? (Заболевания, вызываемые живыми возбудителями (бактериями, грибами, простейшими, вирусами), получили название инфекционных.)

- Как называются клетки, способные поедать чужеродные клетки? (Фагоциты - специальные клетки, разновидность лейкоцитов.)

- Что такое фагоцитоз? (Способность поедать чужеродные клетки и переваривать их.)

- Назовите фамилию ученого, открывшего явление фагоцитоза (Явление фагоцитоза было открыто великим русским микробиологом Ильей Ильичам Мечниковым. Именно он обнаружил, что некоторые лейкоциты способны двигаться подобно амебам и захватывать чужеродные частицы в крови. Эти клетки И. И. Мечников назвал фагоцитами, то есть пожирателями, а открытое им явление - фагоцитозом.)

- Назовите виды иммунитета. (Иммунитет подразделяют на естественный и искусственный. Естественный делится на врожденный приобретенный иммунитет. Искусственный подразделяется на активный и пассивный иммунитет.)

- Что собой представляет сыворотка? (Сыворотка - это готовые антитела от переболевшего животного или другого человека.)

- Назовите причину развития СПИДа. (Вирус, вызывающий данное заболевание, - вирус иммунодефицита человека.)

- Что собой представляет аллергия? В чем она может проявляться? (Аллергия - это повышенная чувствительность организма к какому-либо веществу. В результате возникает реакция, сходная с воспалением.)

- Какие вещества могут являться аллергенами? (Шерсть животных, пыльца растений, пыль, цитрусовые, лекарственные препараты.) Проводит фронтальный контроль знаний в виде тестирования (см. Ресурсный материал к уроку)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные

ответы

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему:

- Проблема переливания крови возникла очень давно. Уже в Древней Греции врачи пытались спасать истекающих кровью воинов. Но их попытки давать раненым пить теплую кровь животных не увенчались успехом. В XVII веке во Франции провели первую попытку перелить кровь внутривенно (то есть непосредственно в сосуды) от животного к человеку. Пациент не смог выжить. С этого момента уже не продолжались попытки переливании крови от животных к человеку. Неудачные попытки переливания крови от животных наводили ученых на мысли о том, что необходимо переливать кровь от человека к человеку. В некоторых случаях переливание оказывалось успешным.

Но были и случаи, когда от непонятных факторов больной погибал. Лишь в конце XVIII - начале XIX века, после открытия Мечниковым теории иммунитета и явления фагоцитоза, ученые смогли научно обосновать процесс переливания крови. В 1930 году Карл Ландштейнер получил Нобелевскую премию за открытие групп крови человека. Сколько жизней смогли спасти врачи, используя данные о группах крови человека!

Но в настоящее время наблюдается нехватка донорской крови. (Учитель может привести статистические данные о нехватке донорской крови в своем регионе.) Государство поддерживает людей, сдающих кровь. Более подробно об этом мы поговорим в течение урока.

Среди ученых ведутся дискуссии о возможности переливания крови человеку от наших ближайших родственников из мира животных. Биохимический состав крови человека наиболее сходен с кровью высших обезьян. Но здесь встает вопрос этики. На помощь приходит новое направление в биотехнологии - клеточная инженерия. Ученые выращивают клетки и ткани. Возможно, найдутся ученые, чьи открытия помогут создавать искусственную кровь в пробирке и тем спасать жизни людей

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены, здорового образа жизни, гражданской позиции (возможность быть донором после исполнения 18 лет).

- Вспомните, сколько раз вы падали, царапали колени, играя, могли получить ссадины и царапины. На месте ранения кровь застывает, появляется “корочка”. Свертывание крови - важнейшая защитная реакция, предохраняющая организм от кровопотери при разрушении сосудов.

В месте повреждения сосуда начинают разрушаться тромбоциты, выделяя вещества, запускающие образование тромба. В плазме крове постоянно содержится растворимый белок - фибриноген. Под воздействием ферментов он превращается в длинные нити белка фибрина. Эти нити сплетаются в подобие сетки, скрепляя форменные элементы крови.

В результате на месте повреждения сосудов возникает тромб, перекрывающий рану и прекращающий кровотечение.

В том случае, если человек успел потерять много крови, ему приходится переливать чужую кровь. В XIX в. в Лондоне были сделаны первые попытки непосредственного переливания крови от одного человека к другому, но при этом часто наблюдалось разрушение эритроцитов, и в результате больной погибал. Оказалось, что кровь одного человека может быть смертельно опасной для другого. Когда в этой проблеме разобрались, то выяснили, что кровь всех людей можно разделить на четыре группы. В течение жизни группа крови у человека не меняется. Существуют две системы обозначения групп крови. В первой группы крови обозначают римскими цифрами от I до IV, а во второй - латинскими буквами А, В и нулем - система АВО.

У людей с I(0) группой крови эритроциты не слипаются, и поэтому их кровь можно переливать всем людям независимо от их группы крови. Таких людей называют универсальными донорами. Тем, у кого кровь относится к IV(AB) группе, можно переливать небольшое количество крови любой группы, так как у них в плазме нет веществ, приводящих к слипанию эритроцитов. Этих людей называют универсальными реципиентами. Тем, у кого кровь относится ко II(A) или III(В) группе, можно переливать кровь или своей, или I(0) группы. Но правильнее всегда использовать для переливания кровь той группы, которая течет в сосудах нуждающегося в переливании человека. Обладание той или иной группой крови определяется генетически. В следующем году мы с вами сможем решить несколько задач на передачу групп крови от родителей своим детям.

Кроме этого, на наружной поверхности эритроцитов может присутствовать белок, названный резус-фактором. Название этого белка происходит от названия вида обезьяны - макака-резус, - в эритроцитах крови которой он был обнаружен в 1940 г. Авторами этого открытия стали австралийский ученый Карл Ландштейнер (он же в 1930 г. открыл группы крови) и американский ученый Александр Винер. Людей, содержащих в крови белок резус-фактор, называют резус-положительны- ми Rh(+). Но у 15 % европейцев этого белка в крови нет, поэтому их кровь называют резус-отрицательной Rh(-). Если человеку с Rh(-) кровью перелить кровь от Rh(+) человека, то его лимфоциты начнут вырабатывать антитела к чужеродному для этого организма резус-фактору и возникнет реакция несовместимости. Особые проблемы, связанные с резус-фактором, возникают при беременности. Ситуация, при которой жена имеет резус-фактор отрицательный, а ее муж - положительный, и ребенок наследует от отца положительный резус-фактор, называется резус-конфликтом, поскольку резус-отрицательная женщина вынашивает резус-положительный плод. Если эритроциты эмбриона с чужеродным для матери резус-белком попадут в ее кровь, то иммунная система матери будет вырабатывать антитела к резус-белку и уничтожать эритроциты плода. Это может привести к целому ряду неблагоприятных последствий. Но, несмотря на возможность развития резус- конфликта, достижения современной медицины позволяют все реже возникать проблемам, связанным с несовместимостью по резус-фактору

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

Работа по учебнику

Организует работу с учебником. Озвучивает задание:

- Составьте схему переливания крови, подпишите наличие специальных белков у четырех групп крови. Запишите определение понятий “донор”, “реципиент”.

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль.

Организует коллективную проверку выполнения упражнения:

I группа - aβ.

II группа - Аβ.

III группа - Ва.

IV группа - АВ.

Донор - человек, который сдает кровь. Универсальный донор - человек с I группой крови.

Реципиент - человек, которому переливают кровь. Универсальный реципиент - человек с IV группой крови.

- Согласно законодательству нашей страны, донором может стать любой совершеннолетний гражданин РФ (которому исполнилось 18 лет). Существует ряд абсолютных отводов от донорства, которые действуют в течение всей жизни вне зависимости от давности заболевания и результатов лечения. Например, нельзя быть донором людям, инфицированным вирусом ВИЧ, перенесшим заболевания туберкулезом, сифилисом, гепатитом и рядом других опасных инфекций, имеющим тяжелые формы хронических заболеваний.

В современных плазмоцентрах и станциях переливания крови существуют современные методы забора крови и плазмы - одноразовыми стерильными шприцами и специальным оборудованием. Перед сдачей крови донор обязательно проходит сдачу анализов и медицинский осмотр на возможность сдачи крови. Можно стать также донором стволовых клеток.

Далее учитель может затронуть тему “Заболевания клеток крови”

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют, обобщают, устанавливают причинно- следственные связи

Вопросы учителя,наблюдение

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющаябеседа

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости вести здоровый образ жизни, о необходимости формирования гражданской ответственности (сдача крови, плазмы для спасения чужих жизней).

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между биологическими явлениями. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке:

- Сколько групп крови различают у человека? (4 группы крови.)

- На основе каких различий их выделяют? (На основе наличия агглютиногенов в эритроцитах и агглютининов в плазме.)

- Какую роль играет свертывание крови? (Свертывание крови - важнейшая защитная реакция, предохраняющая организм от кровопотери при разрушении сосудов.)

- Какие факторы необходимы для нормального свертывания крови? (Специальные вещества, запускающие образование тромба; растворимый белок - фибриноген.)

- Почему кровь от людей с I группой крови можно переливать всем другим группам крови? (У людей с I(0) группой крови эритроциты не слипаются, и поэтому их кровь можно переливать всем людям независимо от их группы крови.)

- Назовите фактор, определяющий развитие той или иной группы крови у человека. (Обладание той или иной группой крови определяется генетически.)

- Назовите ученого, открывшего существование четырех групп крови. (Австралийский ученый Карл Ландштейнер.)

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют, обобщают, устанавливают причинно- следственные связи

Вопросы учителя,наблюдение

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Появилось ли у вас желание сагитировать свои близких и родных на то, чтобы они сдали кровь?

- Есть ли у вас желание помочь людям и сдать кровь после исполнения 18 лет?

Отвечают на вопросы

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Обобщающая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 137-143, ответить на вопросы 2, 8

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Тестирование по теме “Кровь. Состав крови. Иммунитет”

1. Внутреннюю среду организма образуют:

1) внутренние органы;

2) кровь, лимфа, тканевая жидкость;

3) полости тела;

4) ткани, образующие органы.

2. Жидкая часть крови называется:

1) тканевой жидкостью;

2) плазмой;

3) лимфой;

4) физиологическим раствором.

3. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

1) участие в свертывании крови;

2) обезвреживание бактерий;

3) перенос кислорода;

4) выработка антител.

4. Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:

1) защиту от образования тромбов;

2) иммунитет;

3) постоянство внутренней среды;

4) превращение фибриногена в фибрин.

5. Кровь людей I группы можно переливать людям:

1) только с I группой;

2) только со II группой;

3) с любой группой;

4) только с IV группой.

6. Свертывание крови происходит с участием:

1) эритроцитов;

2) лейкоцитов;

3) тромбоцитов и солей кальция;

4) плазмы.

7. Резус-фактор - это:

1) особый белок, находящийся в крови;

2) невосприимчивость к заболеванию;

3) заболевание крови;

4) вещество, связанное со свертыванием крови.

8. Человеку, заболевшему дифтерией, необходимо срочно ввести:

1) вакцину;

2) сыворотку;

3) физиологический раствор;

4) антигены.

9. Антигенами называют:

1) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ;

2) чужеродные для организма вещества, способные вызвать иммунную реакцию;

3) форменные элементы крови;

4) особый белок, который назвали резус-фактором.

10. Вакцина - это:

1) убитые или ослабленные микроорганизмы;

2) защитные вещества (антитела);

3) фагоциты;

4) лекарства, убивающие микробов.

Ответы:

1.2. 2.2. 3.3. 4.2. 5.3. 6.4. 7.1. 8.2. 9.2. 10.1.






Для любых предложений по сайту: [email protected]