БИОЛОГИЯ 8 класс - разработки уроков
Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека
Цель урока:
· Обуч. Ознакомить учащихся с функциями опорно-двигательной системы, скелетом человека, а так же строением, ростом, и составом костей.
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
· Воспит. Воспитывать бережное отношение к организму, как единому целому.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний, опрос.
1. Что такое ткань и какие группы тканей вы знаете?
2. Где расположена каждая из групп тканей и каково их значение?
3. Что такое гуморальная регуляция?
4. Расскажите о двух типах желез, и чем они отличаются друг от друга?
5. Как осуществляется нервная регуляция организма?
Основная часть (новый материал).
ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Скелет и мышцы - органы движения человека.
Защитная функция.
Сердце и легкие ________ грудной клеткой, мышцами груди и спины.
Органы брюшной полости (желудок, печень, почки) _________ нижним отделом позвоночника, костями таза, мышцы спины и живота.
Головной мозг __________ черепом.
Спинной мозг ________________ позвоночником.
КОСТНАЯ ТКАНЬ:
· Нервы;
· кровеносные сосуды.
Костная ткань состоит из межклеточного вещества (твердое и плотное) рис. 26. Мельчайшие канальца, которые имеются у костных клеток, заполнены межклеточной жидкостью (питание, дыхание).
СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ.
· Длинные.
Трубчатые, они полые, поэтому прочные легкие в их полости находится соединительная ткань богатая жиром - желтый костный мозг. Головки трубчатых костей образованы губчатым веществом. Промежутки между костными пластинками заполнены красным костным мозгом (кроветворный орган).
· Короткие.
Образованы губчатым веществом, такое строение, имеют кости лопаток, ребер. Поверхность костей покрыта надкостницей в ней проходят кровеносные сосуды и нервы. Края костей покрыты хрящом и не имеют надкостницы.
РОСТ КОСТЕЙ.
Кости растут в длину и толщину и формируются к 22-25 годам, регулирует гормон роста.
В толщину.
Клетки внутренней поверхности надкостницы делятся, образуются новые слои клеток и межклеточное вещество.
В длину.
За счет деления клеток хрящевой ткани и находящихся на краю костей.
СОСТАВ КОСТЕЙ:
· органические - придают гибкость и упругость;
· неорганические – придают твердость.
Прочность костей (самые прочные кости взрослого человека).
СОЕДИНЕНИЕ КОСТЕЙ:
· неподвижно (кости черепа);
· подвижно (суставы конечностей);
· полуподвижное (позвоночник).
Суставы - подвижное соединение костей (бедренный, коленный, локтевой).
На одной из костей находится ямка, суставная впадина в неё помещается головка другой кости. Впадина и головка покрыта слоем блестящего гладкого хряща. Сверху сустав покрыт суставной сумкой в ней находится суставная жидкость.
Хрящи, связки, суставная жидкость – соединительная ткань.
Полусуставы - полуподвижное соединение костей с хрящевыми прокладками.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.
Работа по группам
1. Функции опорно-двигательной системы.
2. Строение костной ткани.
3. Строение костей.
4. Рост костей и их состав.
5. Соединение костей.
Составить схему скелета верхних и нижних конечностей, а так же особенности предупреждения осанки и плоскостопия № 129, 130, 131, 133, 135, 136, 138 (конечности).
Итоговый контроль, анализ урока.
Д\З П. 21, 22.